Posted 20 марта 2021, 09:34

Published 20 марта 2021, 09:34

Modified 16 октября 2022, 18:57

Updated 16 октября 2022, 18:57

Парад войск на бульваре Мира. С кем «воюет» мэр Невинномысска Миненков?

Парад войск на бульваре Мира. С кем «воюет» мэр Невинномысска Миненков?

20 марта 2021, 09:34
Фото: Медиахолдинг1Mi.
Власти Невинномысска несколько лет подряд заселяют бульвар Мира военными мемориалами сомнительной художественной ценности.

Скоро центр города планируют перегородить многотонным боевым истребителем МиГ-29. Похоже, военный самолет на бульваре Мира — довольно точная метафора отношений мэра Михаила Миненкова с горожанами и с реальностью вообще.

Парад войск на бульваре Мира

Милитаризация Невинномысска началась в последние годы при мэре Миненкове. Настолько часто новые скульптурные композиции на военную тему не открывают, пожалуй, ни в одном другом городе Ставропольского края.

Интересно, что основной парад военных скульптур Невинномысска расположился на улице с самым пацифистским названием — бульвар Мира. При Миненкове здесь появилась шестиметровая стела воинам-десантникам, пограничный столб, изрешеченная фигура связиста и корабельный штурвал.

Поток солдатского креатива хлынул на улицы Невинномысска в 2018 году. Тогда на бульваре Мира появились:

Креативщиков не смогли остановить даже коронавирусные ограничения. В мае 2020 года, в самый разгар пандемии, открыли особенно много скульптур:

Сколько стоят солдаты?

В разгар пандемии в парке Победы Невинномысска появился самый спорный арт-объект, посвященный сотрудникам правоохранительных органов. Пару двухметровых спецназовцев придумал сам Миненков, но идея понравилась далеко не всем. Вандалы успели дважды повредить скульптуру в первый же месяц после ее презентации.

«Самое место в парке! Все под прицелом», — возмутился один из пользователей соцсетей.

Вообще идея установки военных скульптур населению осталась, видимо, не до конца ясной.

«Несколько инсталляций, посвященных разным родам войск, которые непонятно как подбирались, учитывая, что у нас в городе стоят только части РЖД и землекопов», — прокомментировал один из жителей Невинномысска.

По некоторым данным, невинномысские спецназовцы могли обойтись спонсорам в 1,3 миллиона рублей. Исполнителем проекта стала широко развернувшаяся в крае компания ООО «Строительный комбинат» из Михайловска, которая работает под брендом «Римский мастер». Один из недавних проектов компании — укладка тротуарной плитки в обновленном сквере Декабристов в Ставрополе.

Официально расходы администрация не афиширует. По заверениям властей, бюджетные средства на памятники в городе вообще не тратят — все затраты несут местные предприниматели-благотворители.

В действительности ценник на качественные памятники, по оценкам специалистов, из-за себестоимости материалов (в основном применяется бронза и гранит) не может быть ниже 3 миллионов рублей.

«Нормальный памятник стоит несколько миллионов рублей, потому что бронзу отливать нужно — материал дорогой. Формовка, литье, технология… Меньше 3 миллионов рублей не может быть памятник. А если хотят за 300 тысяч рублей сделать что-то, тогда и будет какая-то пародия», — рассказал почетный архитектор России, директор ЗАО «Альянс свободных ставропольских архитекторов» Виктор Маркелов.

Проблема качества монументов, по мнению эксперта, не может быть решена, пока вопросы архитектуры решаются без деятельного участия профессионального сообщества.

«Никто не контролирует. Стихийная инициатива есть, это хорошо. Но этим должны заниматься профессионалы. Памятники должны быть масштабными, а не по деньгам… Появился проект — почему не обсудить? На откуп мэрам и вкусовщине нельзя эти вопросы оставлять. Мало ли какое у них представление об эстетике», — отметил Маркелов.

Настоящая война

В городе химиков, промышленной столице региона, расположено 33 объекта культурного наследия, в основном местного значения, по данным краевого управления Росохранкультуры. Подавляющее большинство (20) из них связано с военной историей начала и середины двадцатого века.

Вопреки расхожему мнению, кое-какой памятник химикам тоже есть — это небольшой бюст Дмитрия Менделеева на территории профильного колледжа, установленный еще в 1960 году.

Всего на Ставрополье 1528 объектов культурного наследия, по данным краевого Росохранкультуры. Около трети из них связаны с памятью о войне: 460 воинских захоронений, а также 97 памятников и обелисков в память о жертвах ВОВ.

Невинномысск с трудом пережил Великую Отечественную войну. На фронт ушли около 16 тысяч горожан (больше половины жителей города), четверть из них погибли. В память об ужасах войны в городе было установлено несколько мемориалов.

После войны на бульваре Мира в 1967 году установили вечный огонь. Боевое орудие появилось здесь спустя почти полтора десятка лет, незадолго до перестройки в 1981 году. Это была памятная зенитная пушка, которая до сих пор остается на своем месте.

«Аллея войск» на бульваре Мира начала формироваться только после 2016 года, когда кресло мэра занял герой России Миненков.

Зачем столько военных памятников?

На подобные патриотические проекты чиновников, по мнению экспертов, толкает идеологический вакуум.

«Мы находимся в идеологической прострации. Если в советское время мы строили коммунизм — развитое социалистическое общество. Была идеология свободы, равенства, братства. Прежде, чем что-то принимать, были обсуждения в партийных, советских органах. Все это не регламентируется. Никто не ограничивает чиновников в том, как обставлять города», — считает архитектор Маркелов.

Косвенно эту мысль подтверждает и сам Миненков. Бывший военный десантник, герой России, похоже, помешан на патриотическом воспитании, которое сам впитывал годами на армейском плацу.

Об истинных мотивах Миненков впервые проговорился, комментируя планы по установке в городе боевого истребителя. Ему не понравилось, что горожане выбрали для самолета центр города.

«Локацию я бы эту изменил где-нибудь на входной части в город, чтобы его было видно и с трасс, с федералки, чтобы все задавали вопрос: „Почему самолет?“. Хотя бы потому, что мы сегодня живой патриотичный город, который воспитывает не только промышленников, химиков, физиков, математиков, но и настоящих военных», — заявил Миненков в прямом эфире в своем Instagram-аккаунте.

Как Миненков добивается поддержки

Согласных с милитаризацией Невинномысска, похоже, не так много. Установки того же истребителя, судя по комментариям в Instagram-аккаунте Миненкова, ждут в основном служащие администрации, аффилированные бизнесмены, аккаунты муниципальных учреждений.

На реальную поддержку Миненков, видимо, давно уже не рассчитывает. Отставной военный прибегает к жестким методам воздействия — материт, даже нападает на собеседников, угрожает последствиями. Об этом кулуарно говорит абсолютное большинство опрошенных местных бизнесменов и политиков.

В ответ на такое психологическое давление в приватных беседах местные не стесняются в выражениях и называют Миненкова «поехавшим милитаристом». Но открытая критика стала почти невозможной — горожане боятся лишиться бизнеса или быть уволенными, рассказывает сопредседатель движения «Депутаты против коррупции», депутат краевого парламента Александр Пелюх.

«Кроме нашей организации „Депутаты против коррупции“, никто против мэра не выступает, потому что чревато. Все молчат, боятся. Поставил всех на колени, и все молчат. На кухне возмущаются, но в открытую пойти все боятся. Боятся расправы — бизнес уничтожат, с работы выгонят», — отметил Пелюх.

Один из его соратников недавно лично столкнулся с давлением Миненкова. По словам Пелюха, мэр попытался воздействовать на одного из членов движения «Депутаты против коррупции» через руководство предприятия, на котором работает мать активиста.

«Лично Миненков звонил, чтобы через маму повлияли на сына, чтобы он оставил свою общественную деятельность. Это уровень героя России, полковника вооруженных сил. Через женщину давление. Мама там в слезах сына просит никуда не лезть, не связываться с Миненковым», — рассказал собеседник агентства.

Большая и малая политика

Известный ставропольский писатель, автор ретродетективов и адвокат Иван Любенко сравнивает Миненкова с героем короткого рассказа Антона Чехова «Унтер Пришибеев». Герой рассказа, унтер-офицер, тоже воевал с горожанами — силой воспитывал в них уважение к строгому порядку и трепет перед властью.

В Невинномысске, вместо аллеи войск, по мнению Любенко, эффективнее поддерживать краеведческие музеи, которые не хуже справляются с сохранением исторической памяти.

«Мне кажется, не туда немного у мэра Невинномысска направлены стремления. Я понимаю, что он бывший военный, но это не значит, что должна царить в городе некая „унтер-пришибеевщина“, и все должны поклоняться этим военным идолам в виде ржавых Миг-29 и прочего», — отметил Любенко.

Музеи военной техники тоже имеют право на существование, но в специализированных местах, отметил собеседник агентства. Удачным примером писатель назвал парк военной техники «Патриот» в Ставрополе, расположенный рядом с музейно-выставочным комплексом «Россия — Моя история».

Проблема в том, что милитаристские настроения поддерживаются в России на самом верху, считает собеседник агентства.

«В последние годы, на мой взгляд, ведется не очень добрососедская международная политика. Не берусь разбирать стратегию МИД России, я не политик. Но мне кажется, нельзя милитаризировать общество до такой степени, чтобы эта милитаризация постепенно превращалась в чувство ненависти. Информационное поле сильно занято военной тематикой. И это находит отражение в общении местных руководителей с местными жителями. Поэтому неудивительно, что мэры Невинномысска и других городов будут продолжать милитаризацию… Кто служил в армии, реально бегал с автоматом, тот никогда не будет лишний раз восхищаться военной техникой. Видели все это, служили, в войнушку играть совершенно не хочется», — отметил Любенко.

Как бороться с вкусовщиной?

Чтобы спасти ставропольские города от безвкусицы, архитекторы края давно предлагают создать краевой градостроительный совет при профильном министерстве. Попытки собрать экспертный состав совета при Минстрое Ставрополья предпринимали еще до пандемии, но из-за коронавирусных ограничений планы сорвались, рассказал архитектор Маркелов.

Зато идею поддержали в администрации Ставрополя. «В Ставрополе уже начал работать Градосовет — уже пару заседаний провели (там художники, дизайнер, архитекторы). Там проекты рассматриваются комплексно, даже гаишники участвуют — подъездные пути тоже нужно [согласовать]», — сообщил Маркелов.

С сентября прошлого года градостроительный совет Ставрополя провел уже два заседания. Архитекторы уже успели отметиться — на одном из заседаний выступили «категорически против» установки колеса обозрения на Крепостной горе.

«Это заповедная территория рядом с храмом. Кстати, колесо обозрения планировалось на 7 метров выше колокольни», — рассказал Маркелов.

Теперь сообщество архитекторов планирует добиться формирования градостроительного совета в краевом Минстрое, отметил собеседник агентства.

Подпишитесь