Posted 20 февраля 2022, 04:41
Published 20 февраля 2022, 04:41
Modified 16 октября 2022, 19:22
Updated 16 октября 2022, 19:22
О решении сдерживать наценку на уровне 10% крупнейшие торговые сети России сообщили после переговоров с Федеральной антимонопольной службой.
Сниженная наценка в магазинах «Магнит» распространилась на 200 позиций в сегменте социально значимых продуктов. В магазинах Х5 Retail Group список скромнее — заявлено 20 позиций. В список специальной заниженной наценки попал хлеб, молоко, вермишель, гречка и продукты борщевого набора.
«Торговые сети испугались. ФАС поставил предприятия торговли перед фактом: или они сами урегулируют цены, или будут проводить расследование по антимонопольному законодательству. Потому что было поручение правительства — проверить ценообразование на продукты», — указал сопредседатель Ставропольского краевого отделения «Опоры России» Павле Мрвалевич.
По его словам, ритейлеры стали слишком крупным бизнесом, у которого фактически нет конкурентов в стране. В такой обстановке крупный бизнес ведет собственную ценовую политику и может бесконтрольно наращивать прибыль.
«”Пятерочка» показала рост чистой прибыли за 2021 год — 15%. Рост чистой прибыли Магнита — 36%. Основной источник внутренней инфляции по продуктам питания — все наценки поднялись на 100% и более. Это стало возможным, потому что у крупных сетей нет равного соперника в данном случае», — считает эксперт.
Уступка торговых сетей, по оценкам специалистов, может быть вообще не заметна покупателям — отдельный ценник может измениться незначительно или вообще не меняться.
«Сокращение наценки означает, что цены удерживаются только в сетях. А если стоимость закупки будет расти, то ограничение наценки до 5-10%, на мой взгляд, это больше популистская история. В эффекте для людей я не уверен. Такое ощущение, что скорее маркетинговый эффект», — считает советник уполномоченного по правам предпринимателей на Ставрополье Сергей Владимиров.
Однако реальные последствия все-таки возможны, они лежат в плоскости малого предпринимательства. Крупные сети получают дополнительное преимущество за счет минимального снижения цен. Частные торговцы не способны на такие жертвы и постепенно уходят с рынка — особенно на фоне кризиса последних лет.
«В результате происходит еще большее вымывание малого бизнеса», — отметил Владимиров.
Мелкий торговый бизнес, по его оценкам, работает в таких условиях последнее десятилетие и постепенно теряет позиции на рынке.
Сверхприбыли сделали из ритейла буквально монопольный бизнес, который способен навязывать свои условия подрядчикам, считает эксперт.
«Крупные торговые предприятия довлеют над хозяйствами. Например, „Магнит“ — это более 10 тысяч магазинов в РФ. Крупные торговые сети являются инициатором поднятия цен на продукты. И антимонопольное законодательство в отношении таких крупных компаний плохо работает, потому что они имеют мощный экономический и даже политический ресурс», — отметил собеседник агентства.
Крупный российский ритейл стал полноценным политическим игроком в стране, отметил Мрвалевич. Политические риски стали одной из причин, которые привели к самоограничению наценки.
«Федеральный закон об основах торговой деятельности пока позволяет нашим крупным торговым компаниям иметь такие наценки. А сейчас они испугались того, что было в Казахстане, где одна из причин протестов была связана с ценами», — считает Мрвалевич.
При этом ритейлеры не испытали серьезного увеличения затрат и вообще не имели внятного обоснования для увеличения наценки на продукты — в отличие от производителей, отметил собеседник агентства.
«Если у крестьянина один урожай в год, и он занимается обработкой земли, закупает удобрения, борется с вредоносными насекомыми, вплоть до доставки, то супермаркету остается только продать и через 30-45 дней отдать деньги производителю. Получается, производитель еще и кредитует торговые сети», — описывает цепочку ценообразования Мрвалевич.
Одновременно крупный ритейл усиленно оптимизирует свои затраты. Так подавляющее большинство крупнейших игроков рынка получили прописку за рубежом, в странах с более комфортными условиями налогообложения.
«Большая проблема в том, что ни „Магнит“, ни „Пятерочка“ в юрисдикции РФ не находятся. Из 27 торговых предприятий такого уровня только „Лента“ вошла в особую экономическую зону Калининграда. Большая часть остальных сетей зарегистрирована в Нидерландах», — отметил собеседник агентства.
Ситуацию усугубил провал в международных переговорах России и Нидерландов, странам не удалось договориться об особых условиях налогообложения.
«Соглашение о недопущении двойного налогообложения, которое должно было вступить в силу с 2022 года, именно с Нидерландами не состоялось. Например, с Кипром договорились, а здесь — нет. Получается, эти деньги не работают на экономику нашей страны и создают проблемы с ценообразованием. Я считаю, что здесь антимонопольное законодательство должно работать жестче», — указывает Мрвалевич.
По его данным, провал переговоров приводит к увеличению оттока капитала из России, к которому присоединились и крупнейшие торговые сети.