Posted 20 февраля 2022, 04:41

Published 20 февраля 2022, 04:41

Modified 16 октября 2022, 19:22

Updated 16 октября 2022, 19:22

Продукты по себестоимости. Что заставило ритейл отказаться от прибыли?

Продукты по себестоимости. Что заставило ритейл отказаться от прибыли?

20 февраля 2022, 04:41
Фото: Медиахолдинг1Mi.
Крупный ритейл с начала года объявил о снижении наценки на продукты питания первой необходимости. Что заставило ритейлеров пойти на добровольное урезание собственной прибыли и почему уступки торговых сетей не отразились на ценниках, выяснял корреспондент NewsTracker.

О решении сдерживать наценку на уровне 10% крупнейшие торговые сети России сообщили после переговоров с Федеральной антимонопольной службой.

Сниженная наценка в магазинах «Магнит» распространилась на 200 позиций в сегменте социально значимых продуктов. В магазинах Х5 Retail Group список скромнее — заявлено 20 позиций. В список специальной заниженной наценки попал хлеб, молоко, вермишель, гречка и продукты борщевого набора.

Ритейлеры испугались

«Торговые сети испугались. ФАС поставил предприятия торговли перед фактом: или они сами урегулируют цены, или будут проводить расследование по антимонопольному законодательству. Потому что было поручение правительства — проверить ценообразование на продукты», — указал сопредседатель Ставропольского краевого отделения «Опоры России» Павле Мрвалевич.

По его словам, ритейлеры стали слишком крупным бизнесом, у которого фактически нет конкурентов в стране. В такой обстановке крупный бизнес ведет собственную ценовую политику и может бесконтрольно наращивать прибыль.

«”Пятерочка» показала рост чистой прибыли за 2021 год — 15%. Рост чистой прибыли Магнита — 36%. Основной источник внутренней инфляции по продуктам питания — все наценки поднялись на 100% и более. Это стало возможным, потому что у крупных сетей нет равного соперника в данном случае», — считает эксперт.

Снижение, которого никто не заметил

Уступка торговых сетей, по оценкам специалистов, может быть вообще не заметна покупателям — отдельный ценник может измениться незначительно или вообще не меняться.

«Сокращение наценки означает, что цены удерживаются только в сетях. А если стоимость закупки будет расти, то ограничение наценки до 5-10%, на мой взгляд, это больше популистская история. В эффекте для людей я не уверен. Такое ощущение, что скорее маркетинговый эффект», — считает советник уполномоченного по правам предпринимателей на Ставрополье Сергей Владимиров.

Однако реальные последствия все-таки возможны, они лежат в плоскости малого предпринимательства. Крупные сети получают дополнительное преимущество за счет минимального снижения цен. Частные торговцы не способны на такие жертвы и постепенно уходят с рынка — особенно на фоне кризиса последних лет.

«В результате происходит еще большее вымывание малого бизнеса», — отметил Владимиров.

Мелкий торговый бизнес, по его оценкам, работает в таких условиях последнее десятилетие и постепенно теряет позиции на рынке.

Слишком крупный бизнес

Сверхприбыли сделали из ритейла буквально монопольный бизнес, который способен навязывать свои условия подрядчикам, считает эксперт.

«Крупные торговые предприятия довлеют над хозяйствами. Например, „Магнит“ — это более 10 тысяч магазинов в РФ. Крупные торговые сети являются инициатором поднятия цен на продукты. И антимонопольное законодательство в отношении таких крупных компаний плохо работает, потому что они имеют мощный экономический и даже политический ресурс», — отметил собеседник агентства.

Крупный российский ритейл стал полноценным политическим игроком в стране, отметил Мрвалевич. Политические риски стали одной из причин, которые привели к самоограничению наценки.

«Федеральный закон об основах торговой деятельности пока позволяет нашим крупным торговым компаниям иметь такие наценки. А сейчас они испугались того, что было в Казахстане, где одна из причин протестов была связана с ценами», — считает Мрвалевич.

Безосновательное обогащение

При этом ритейлеры не испытали серьезного увеличения затрат и вообще не имели внятного обоснования для увеличения наценки на продукты — в отличие от производителей, отметил собеседник агентства.

«Если у крестьянина один урожай в год, и он занимается обработкой земли, закупает удобрения, борется с вредоносными насекомыми, вплоть до доставки, то супермаркету остается только продать и через 30-45 дней отдать деньги производителю. Получается, производитель еще и кредитует торговые сети», — описывает цепочку ценообразования Мрвалевич.

Одновременно крупный ритейл усиленно оптимизирует свои затраты. Так подавляющее большинство крупнейших игроков рынка получили прописку за рубежом, в странах с более комфортными условиями налогообложения.

«Большая проблема в том, что ни „Магнит“, ни „Пятерочка“ в юрисдикции РФ не находятся. Из 27 торговых предприятий такого уровня только „Лента“ вошла в особую экономическую зону Калининграда. Большая часть остальных сетей зарегистрирована в Нидерландах», — отметил собеседник агентства.

Ситуацию усугубил провал в международных переговорах России и Нидерландов, странам не удалось договориться об особых условиях налогообложения.

«Соглашение о недопущении двойного налогообложения, которое должно было вступить в силу с 2022 года, именно с Нидерландами не состоялось. Например, с Кипром договорились, а здесь — нет. Получается, эти деньги не работают на экономику нашей страны и создают проблемы с ценообразованием. Я считаю, что здесь антимонопольное законодательство должно работать жестче», — указывает Мрвалевич.

По его данным, провал переговоров приводит к увеличению оттока капитала из России, к которому присоединились и крупнейшие торговые сети.

Подпишитесь