Posted 20 января 2022, 09:23
Published 20 января 2022, 09:23
Modified 16 октября 2022, 19:06
Updated 16 октября 2022, 19:06
Анонимная война с покойниками как стиль ставропольских коммунистов
Профессиональные историки и просто интересующиеся историей жители Ставрополя знают, что после захвата коммунистами Ставрополя в 1918 году в городе начались массовые репрессии и убийства инакомыслящих и «подозрительных». Группа офицеров была возмущена произошедшим и решила дать отпор коммунистам. Однако восставшие потерпели поражение: часть была убита в ходе столкновения, а часть — публично казнена с особой жестокостью. В столетнюю годовщину большевистского переворота в Ставрополе на территории Андреевского храма был установлен памятник убитым участникам восстания: каждый год в его годовщину проводится лития, с речами выступают ученые, краеведы и общественники.
В июле 2021 года в Интернете появился документ, якобы направленный прокурору Ставрополя Вадиму Орлову первым секретарем регионального отделения КПРФ Виктором Гончаровым, председателем Ставропольского городского отделения общественного движения «За новый социализм» Садановым и председателем общественной организации Нефтекумского городского общества «Общественная палата» Карманчиковым. Авторы призвали убрать памятник.
«В целях предотвращения в дальнейшем подобных противоправных митингов, направленных на раскол общества, требуем закрытия так называемого памятника офицерского сопротивления (Красной Армии), так как его присутствие на улице Дзержинского противоречит элементарным нравственным и этическим нормам, а также Конституции Российской Федерации (ст. 67.1, „Защита исторической памяти“) и УК (ст. 54.1, „Реабилитация нацизма“) Российской Федерации», — отметили авторы.
При этом памятник находится на территории Андреевского собора, который был построен в 1897 году на улице Лермонтова (так тогда называлась часть нынешней улицы Дзержинского, где стоит храм). Подписантов также не волнуют «нравственные и этические нормы» большевиков, назвавших именем главного чекиста улицу, на которой находится храм. По их мнению, собор (который старше большевистского переворота на 20 лет) должен ориентироваться на то, какие памятники возводить на своей территории, исходя из названия улицы, данного коммунистами. Также неясно, какое отношение имеет антибольшевистское восстание 1918 года к «реабилитации нацизма», ведь «Немецкая рабочая партия», которая позже была переименована в «Национал-социалистическую немецкую рабочую партию», была создана в 1919 году.
После поднявшегося резонанса в КПРФ заявили о том, что не имеют отношения к данному документу, а его настоящие авторы неизвестны. Да и на самом документе отсутствуют подписи — только фамилии якобы подписантов.
Однако с тех пор началось «тихое» вымарывание памяти писателя Ильи Сургучева, который первым описал зверства, творимые большевиками под руководством Ашихина (чьим именем названа улица в краевой столице) на Ставрополье. Видимо, именно то, что благодаря Сургучеву в памяти потомков остались деяния большевиков во времена Гражданской войны, и не могут простить нынешние апологеты красного террора (официально начатого большевиками). Приписанное Сургучеву «сотрудничество» с нацистами также не выдерживает никакой критики, так как он был оправдан даже французским судом, который на то время не жалел даже знаменитых на весь мир писателей вроде Робера Бразийяка. А коллега Сургучева по «оккупационной печати», чемпион мира Александр Алехин, никогда не был даже формально осужден в СССР, где с 1950-х годов проводились турниры его имени.
Потихоньку, без общественных слушаний, были отменены Сургучевские чтения, много лет проходившие в Ставрополе, отменена выставка памяти писателя, а недавно, точно так же тихо, улицу имени Сургучева переименовали в улицу имени архитектора Кускова. Не отрицая необходимости запечатлеть имя выдающегося мастера на карте Ставрополя, возникает вопрос: почему для этого потребовалось избрать именно улицу Сургучева, а не улицы, названные именами личностей вроде Ашихина или Шеболдаева, на чьих руках кровь тысяч мирных ставропольцев?
В январе 2022 года появился новый документ. На нем также не было подписей — только фамилии. Помимо Гончарова, Саданова и Карманчикова, среди его авторов значатся координатор «Левого Фронта» по Ставропольскому краю Тагиров и секретарь краевого отделения комсомола Чершембеев. В этот раз объектом нападок стал краевед, автор более 20 книг по истории Ставропольского края Герман Беликов. Не исключено, что именно легендарная «Ставропольская Голгофа» Беликова, еще более подробно, чем Сургучев, вскрывающая «подвиги» ашихинцев, и явилась главной причиной атаки фанатствующих анонимов.
«В связи с тем, что краевед Беликов неоднократно публично прославлял пособников нацистов Польского, Ширяева, Бойкова, Сургучева (бывших редакторов оккупационных газет „Утро Кавказа“, „Кавказская лава“, „Парижский вестник“ и др.), а также публично рекомендовал книги Н. Палибина и Б. Филиппова (бывшие бургомистры городов Майкопа и Новгорода), и в то же время очернял героев ВОВ И. Апанасенко, Г. Голенева, К. Абрамову требуем лишить господина Беликова звания почетного гражданина Ставрополя и медали „За усердие и полезность“», — указали авторы.
Они считают подобные публикации Беликовым попытками реабилитации пособников нацистов.
«Что, естественно, противоречит элементарным моральным и этическим нормам, и является крайне неуважительным отношением к памяти о подвиге героев, защитивших наше Отечество», — отмечено в документе.
При этом стандартно наличие в Ставрополе улиц имен коммунистических карателей вроде тех же Ашихина или Шеболдаева, лично ответственных за тысячи смертей мирных жителей города, авторов петиции, видимо, не смущает — об этом в письме нет ни слова.
Кто боится дискуссий на резонансные темы?
Адвокат, автор «краеведческих детективов», член Союза писателей РФ, член Общественного Совета при администрации Ставрополя Иван Любенко напоминает, что заслуги Беликова признаны большинством ставропольцев, которые десятилетиями изучали историю родного города по его книгам.
«По книгам Германа Беликова десятилетиями учили краеведение поколения юных ставропольцев, и все они с уважением относятся к его наследию. Не говоря уже о реальных изменениях в облике города, которое произошло благодаря ему: чего стоят одни Тифлисские ворота. Они были поставлены в память победы русского оружия над Наполеоном и уничтожены именно большевиками. Именно работы Беликова послужили причиной их восстановления. И из-за отдельно взятого фанатизма немногочисленных авторов анонимок, желающих опорочить нашего выдающегося земляка, общество будет вновь расколото. Не говоря уже о моральном облике людей, которые не смели начать дискуссию с ним, пока он был жив», — отметил собеседник.
Также он недоумевает об отсутствии в обществе обсуждений по вопросам, которые касаются каждого жителя города.
«Поражает кулуарность принятия решений по тому же Сургучеву. Все делалось исподтишка: потихоньку отменили чтения, потихоньку сняли имя со школы, потихоньку переименовали улицу. Ни обсуждений, ни даже опроса родителей учеников школы или жителей улицы. Не говоря о том, что мы ничего не знаем о том, было ли заседание Топонимической комиссии. Касательно чтений — отдельный вопрос: не нравится — не ходите. Почему из-за фанатизма одних граждан другие не должны присутствовать на чтениях или посещать выставку? Я лично считаю, что такие темы как памятники, улицы и все, что касается нашего города, должно обсуждаться путем дискуссий на слушаниях, а следующее обсуждение, с учетом этих мнений — в Думе. Тот же Герман Беликов все проводил публично и организовал немало таких мероприятий. Однако его оппоненты предпочитают прятаться», — подчеркнул Любенко.
При этом в других случаях все происходит по правилам.
«Например, при обсуждении места для готового и оплаченного памятника нашему великому земляку Павлу Гречишкину, глава Ставрополя Иван Ульянченко сказал, что это требует общественного обсуждения хотя бы в Интернете. То есть утверждение места прошло на Общественном совете, а теперь нужно в Интернете», — напомнил писатель.
Также вызывает вопросы указанная в письме тема «рекомендаций пособников фашистов».
«Во-первых, ни одним судом те книги, которые рекомендовал Герман Алексеевич, не признаны экстремистскими и не запрещены. Во-вторых, даже если кто-либо из авторов работал на оккупантов, то это не значит, что его не стоит читать. Как настоящий историк Беликов рекомендовал читать все источники, написанные всеми сторонами. При изучении той же Великой Отечественной войны в современной России используются ведь мемуары Манштейна или Гудериана? Не запрещать же их и не клеймить же преподавателей исторических факультетов, которые говорят, что выводы нужно делать на основании прочитанных взглядов разных сторон? Однобокий взгляд превращает историю в пропаганду — а именно этого, видимо, и добиваются авторы анонимок, скучающие по идеологической монополии ЦК КПСС», — поделился мнением адвокат.
Происходящее он рассматривает как «прощупывание» ситуации путем прямой провокации.
«Это конкретный информационный вброс якобы под известными именами для изучения реакции общества на подобные действия, своего рода „прощупывание“. В целом, подобные вещи я склонен рассматривать как разжигающую ненависть между гражданами политическую провокацию, направленную против нашей городской администрации. И идти на поводу у подобных личностей категорически нельзя», — подчеркнул Любенко.
Опасная инициатива
Первый мэр Ставрополя, ныне депутат Государственной Думы РФ Михаил Кузьмин напомнил, что подобные вопросы должны решаться только в Думе города.
«У нас есть представительство граждан — Дума Ставрополя, где и должны обсуждаться вопросы, связанные с присвоением либо лишением человека звания „Почетный гражданин“. В связи с этим возникает вопрос — кто те люди, которые хотят лишить Беликова этого звания? Кого они представляют? Какой процент граждан уполномочил их на это и где это зафиксировано? Помимо муниципалитета другого представительства в нашем государстве нет — население наделило только его принимать решение», — отметил политик.
Другой вопрос — кто может быть почетным гражданином?
«Человек, который принес определенную пользу городу и обществу. Герман Алексеевич, как и многие другие, представленные на Аллее почетных граждан, вполне заслуженно носит это звание. Лично я отношусь с огромным уважением ко всей той работе, которой занимался Герман Беликов. Он работал над историей рождения и жизни нашего Ставрополя и является тем человеком, вклад которого очевиден. Лет через 10 молодые люди, возможно, уже не будут знать, кто это, но заинтересуются, откроют Интернет и окажутся поражены масштабом личности человека, внесшего столь значительную историческую лепту. А встав напротив некоторых из запечатленных там личностей, возможно, уже не поймут, чем они велики», — указал Кузьмин.
Подобные инициативы депутат считает опасными, так как они могут положить начало масштабному противостоянию.
«За всю историю такое решение было принято Думой только один раз из-за личной неприязни, и я считаю это неправильным. Важно не создать прецедент. Когда я работал главой города, я считал своей важной задачей не поддаться модным в то время инициативам снесения памятников. И если сейчас примут решение о лишении Беликова звания — то в альтернативу появятся петиции о лишении других, например, партийных руководителей, которые не устраивают оппозиционную коммунистам часть населения. И пойдет конвейер по лишению званий и сносу бюстов. Это очень опасная инициатива», — подчеркнул собеседник.
В целом же он уверен, что все останется на своих местах.
«Историю с петицией о лишении Германа Алексеевича Беликова звания почетного гражданина я считаю глупостью — никто на это не пойдет. Уверен, в нынешней Думе сидят разумные люди, которые не допустят подобного. Инициатива может быть любой и иметь право на рассмотрение, но не факт, что она будет принята, ибо здравый смысл еще есть», — поделился мнением депутат.