Posted 19 июня 2017, 07:24
Published 19 июня 2017, 07:24
Modified 20 августа, 17:05
Updated 20 августа, 17:05
«Где деньги?»
Жалоба ставропольчанки Валентины Саковской попала в эфир «Прямой линии» примерно через полтора часа после ее начала. До этого президент рассказывал о положительном эффекте изоляции России и постепенном росте экономики. Главной проблемой страны были показаны, пожалуй, только зарплаты школьных учителей.
Но после включения из села Краснокумское Ставропольского края президент впервые с начала эфира жестко высказался в адрес региональных властей. По словам жительницы Краснокумского, она не смогла получить компенсацию ущерба от наводнения, потому что местные власти требовали для начала оплатить справки. Президент назвал ситуацию «бредовой» и в прямом эфире обратился лично к губернатору Ставрополья Владимиру Владимирову.
« Я хочу задать вопрос своему двойному тезке, губернатору Ставропольского края: “Владимир Владимирович, где деньги?”»? — заявил Путин. По его словам, федеральные деньги на выплаты жертвам паводка уже перечислили. Но губернатор Владимиров опроверг эту информацию. В единственном пока комментарии на своем официальном сайте он заявил, что пока федеральные средства в край не поступили, «выплаты ведутся из регионального бюджета». Затем на сайте главы края поступила информация, что первый транш федеральных средств в размере 281,2 миллиона рублей поступил 15 июня около 21.00 мск.
Всего, по оценкам краевых властей, от майского паводка на Ставрополье пострадали более 8 тысяч человек. Каждому из них положены выплаты по 10 тысяч рублей. За частичную потерю имущества предусмотрены дополнительные выплаты в 50 тысяч рублей. За уничтоженное имущество выплаты составят 100 тысяч рублей. В общей сложности ущерб от паводка оценен в 2,3 миллиарда рублей. Ожидается, что Федерация оплатит примерно 70% этой суммы.
Возможен заказ
В село Краснокумское губернатор отправился лишь спустя несколько часов после того, как вопрос Саковской прозвучал в прямом эфире. Тем временем один из федеральных телеканалов распространил сообщение о том, что Владимиров подал в отставку. Информацию об уходе губернатора вскоре опровергли. Но эксперты считают неслучайным совпадение жалобы Путину и фейковой новости об отставке.
«Я считаю срежиссированными подобные истории с мест о том, что не пришли деньги, отсутствует дорога, случилась еще какая-то беда — такие бытовые, но очень важные для обывателя проблемы, когда чиновники каким-то образом обижают маленького человека… Как технолог могу сказать, что зачастую прямая линия президента при определенных задачах может быть использована определенными элитами, которые оппонируют тому или иному высокопоставленному чиновнику (например, губернатору) в своих интересах», — пояснил Швайгерт.
По его словам, подобные технологии уже не раз использовались против других чиновников. Так было с мэром Омска Вячеславом Двораковским. На «Прямой линии» в 2013 году Путин внезапно назвал мэра «поросенком», выслушав жалобу пенсионерки, которая не смогла попасть на прием к Двораковскому, рассказал Швайгерт.
«Есть целая известная в узком кругу история, как этот вопрос попал на прямую линию президента», — отметил собеседник, однако подробности этой истории уточнять не стал.
Последствия для губернатора
Несмотря на весь негатив и резнонас вокруг наводнения на Ставрополье, по словам Швайгерта, эта жалоба не может привести к реальной отставке губернатора Владимирова. Однако, по его словам, это явный признак наличия проблем в регионе, с которыми губернатор не справляется.
«Совершенно очевидно, что такие проблемные мэры и губернаторы появлялись на “Прямой линии” Путина как раз в те моменты, когда была какая-то политическая напряженность внутри соответствующей территории — борьба за экономический, политический ресурс, какая-то неопределенность», — пояснил Швайгерт.
По его прогнозу, лишнее внимание к региону приведет к ослаблению позиций губернатора Владимирова в регионе и даже временному расколу местных элит на ближайшие полгода.
В целом, опрошенные NewsTracker эксперты не считают возможной отставку губернатора после одной единственной жалобы, пусть даже и такой резонансной. Тяжесть последствий, по словам политолога Ивана Белашова, будет зависеть от результатов прокурорской проверки, которая выявит либо халатность, либо коррупционную схему.
«Многое зависит от того, были тут корыстные мотивы или это халатность. Корыстный мотив — это уже больше, чем должностное нарушение, это уже уголовно наказуемые деяния… Думаю, можно ждать, как минимум, частичного выражения недоверия губернатору Ставропольского края», — отметил Белашов.
Версию о возможной отставке губернатора высказал член Общественной палаты РФ Георгий Федоров. «С моей точки зрения, губернатору должны быть предъявлены претензии, чтобы он курировал эту программу. Думаю, что это, конечно, ударит по нему и, возможно, через какое-то время мы увидим какие-то кадровые решения», — предположил Федоров.
Коррупционные следы
Трагических последствий майского паводка, который власти края несколько дней просто не замечали, по оценкам экспертов, можно было избежать. Специалисты считают, что паводок можно было предсказать и даже принять оперативные меры для уменьшения масштабов трагедии. Нужно было только допустить ученых к наблюдению за важными краевыми объектами, чтобы вовремя предсказать паводок, отметил в комментарии NewsTracker профессор СКФУ Борис Галай. Однако ученых, по его словам, не допускают к этой работе, пытаясь скрыть коррупционные схемы.
«Понятно, что Кума получила большой запас воды после ливня и таяния в верховьях. Но я уверен, что все природные процессы поддаются научному прогнозу. Каждый аварийный объект — это, в том числе, и объект для отмывки денег. Я нисколько не искажаю факты. Тут каждый преследует свои интересы. Меня, например, звали на аварийные объекты, я в 10-50 раз снижал стоимость и стал невыгоден», — отметил Галай.
Председатель партии «Яблоко» Эмилия Слабунова также считает коррупцию основной бедой, которая больше всего навредила подтопленцам. «Если говорить о состоянии власти, то она, чем дальше, тем больше становится откровенно враждебной по отношению к людям… Коррупция становится все более циничной и откровенной», — заявила Слабунова в комментарии NewsTracker.
На проблему коррупции накладывается федеральная бюджетная политика, которая обязывает «львиную долю» региональных доходов направлять в бюджет РФ, отметила глава «Яблока». «Регионы у нас откровенно нищие. Все, что зарабатывается в регионах, аккумулируется, чтобы использовать на войну, на чиновников, на содержание правоохранительных органов… Чиновники тоже себя не обделяют и значительную часть региональных бюджетов также тратят на себя. И человеку не достается ничего. Поэтому вот такие средневековые условия мы наблюдаем в XXI веке в нашей стране, которая на данный момент около 1 триллиона рублей потратила только на сирийскую операцию», — пояснила Слабунова.
На этом фоне показательная «порка», разыгранная в прямом эфире федеральных телеканалов, кардинально ситуацию не изменит, считает глава «Яблока». Однако жалоба подтопленцев может повлиять на дальнейшую карьеру губернатора Владимирова.
«Что будет с губернатором? Мы прекрасно понимаем, что как снизойдет на душу президента. В любой момент можно ожидать отставки, можно ожидать милости, потому что у нас не работают никакие институты, у нас нет ответственности власти перед своими избирателями… Но независимо от того, отправят губернатора в отставку или не отправят, у следующего губернатора будет ровно та же судьба, ведь инфраструктура города и региона не поменяется. А жители в заложниках у этой власти остаются ежедневно, ежечасно. Поэтому выход я вижу только один — поменять власть», — заявила Слабунова.