Posted 18 января 2022,, 12:11

Published 18 января 2022,, 12:11

Modified 16 октября 2022,, 19:37

Updated 16 октября 2022,, 19:37

Деньги против безопасности: что изменилось спустя год после схода лавины в Домбае

18 января 2022, 12:11
Ровно год назад на горнолыжную трассу в Домбае сошла лавина, в результате которой погиб человек и только чудом удалось избежать жертв среди детей и взрослых. Лавина разрушила большую часть кафе и магазинов с прокатом оборудования.

Сразу же после трагедии прокуратура и прочие надзорные ведомства заявили о множестве нарушений, которые, по их словам, и стали причиной. По результатам проверки начальника отряда противолавинной службы объявили виновным в «оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей». Что за год изменилось в системе безопасности туристов в Домбае и почему владельцев канаток до сих пор больше волнует прибыль чем жизни людей, разбирался корреспондент NewsTracker.

Системы оповещения и противолавинная служба

Сразу после схода лавины на склоне горы Мусса-Ачитара одной из причин назвали неработающую систему оповещения как на канатных станциях, так и в местах проката лыжного оборудования. Тогда исполняющий обязанности мэра Карачаевского городского округа Альберт Дотдаев сообщил, что о проведении работ по спуску лавины в громкоговорители, которые установлены в местах скопления туристов и на канатках, объявлено не было. После трагедии Дотдаев избавился от приставки ио. В разговоре с ним уже в должности мэра корреспондент NewsTracker задал вопрос о том, как сейчас налажена система оповещения.

«Сейчас, прежде чем начинать свою работу, противолавинная служба сообщает нам и другим заинтересованным ведомствам о начале проведения принудительного спуска лавины. Мы даем эту информацию дальше и уже оповещаем непосредственно людей, находящихся в местах, которые могут попасть под сход лавины. У нас на станциях установлены оповещатели, работа которых была еще раз после того случая проверена. Без этого мы не даем добро на проведение работ противолавинникам», — пояснил Дотдаев.

Также о том, как работает система оповещения, рассказал и сотрудник одного из заведений, которое работает на том месте, где в январе прошлого года сошла лавина. Он сообщил, что за все время лишь дважды слышал предупреждения и что не все так гладко, как рассказывают в администрации.

«Тут после того, как разгребли завалы, было очень много проверок. Приезжали чуть ли не из Москвы. Проверяли все склоны, канатки. Говорили, что планируют установить какую-то заграничную систему оповещения, которая будет работать на опережение и рассылать сообщения на телефон всем, кто находится в опасной зоне. Но как всегда эти разговоры закончились, когда проверяющие уехали. Никакой системы, естественно, не установили. Они хотя бы старую наладили, а то висят еле живые рупоры хрипящие. Там слов разобрать невозможно. Да никто и не знает о том, что здесь есть система предупреждения. Никто об этом не говорит и не информирует о том, как себя вести в случае возникновения лавины», — поделился собеседник, пожелавший остаться неизвестным.

Еще одной важной деталью, о которой говорили, в том числе и следователи, после схода лавины в прошлом году, является не только предупреждение отдыхающих, но и их своевременная эвакуация из предположительной зоны схода лавины. Год назад Дотдаев назвал отсутствие такой службы «мелкой недоработкой». Сейчас по его словам, все изменилось и для этого выделены специальные люди, которые следят за тем, чтобы в момент работы противолавинной службы в опасных зонах не осталось никого из туристов.

«Конечно, мы за этим следим. Противолавинная служба предупреждает нас заранее и мы говорим нашим сотрудникам, чтобы они предупреждали людей и не пускали их ни на трассы, ни на канатки. Да и работа канатных дорог на это время останавливается. Еще мы стали использовать соцсети и там тоже говорим людям о том, что тогда и тогда не будем работать, потому что лавину будут спускать. Уроки прошлого учли», — сообщил глава Карачаевского городского округа.

В ходе анализа произошедшего следователи пришли к выводу, что основная вина в сходе лавины на склоне горы Мусса-Ачитара лежит на сотрудниках противолавинной службы, которые в тот день допустили сразу несколько ошибок. По данным следствия, начальник отряда и его подчиненные нарушили требования безопасности. Так, согласно правилам, прежде чем проводить работы по принудительному спуску лавины, необходимо предупредить людей, находящихся в опасной зоне. Этого сделано не было. По словам Альберта Дотдаева, и в этом направлении спустя год есть существенные сдвиги.

«Мы с противолавинной службой чуть ли не каждую неделю собираемся и обсуждаем ситуацию с лавинами, особенно, если проходят сильные снегопады. На таких совещаниях и МЧСники присутствуют, и мой заместитель. После каждого снегопада что-то новое образовывается, поэтому мы рассматриваем и решаем совместно, где сбивать снег, где нет. Они раньше как работали? Сами смотрели и решали, где и когда сбивать. Теперь это решение не только они принимают. Работает единая диспетчерская служба. Она сообщает о том, что делается. Например, в последние дни уже несколько раз сбивали лавины и мне каждый раз докладывают, что остановили канатки, людей убрали и так далее. В общем, работу наладили и полностью взаимодействуем», — рассказал глава поселения.

Планы на будущее

Одним из приоритетных направлений в улучшении безопасности туристов в Домбае эксперты уже долгие годы называют установку в наиболее опасных местах противолавинных заграждений. Но подобные системы стоят несколько десятков миллионов рублей, а учитывая непростой рельеф местности в Домбае, еще и сопровождается сложными и дорогостоящими монтажными работами. Сход лавины в январе 2021 года, по словам Альберта Дотдаева, заставил местные власти и собственников канатных дорог начать подготовительные работы в этом направлении.

«Мы сейчас ведем работу с правительством республики, а собственники вышли на министерство финансов и экономического развития России. Хотим попробовать получить деньги на заграждения. Они очень дорого стоят. 70-80 миллионов — минимальная стоимость самих работ и проектирования противолавинных заграждений. Это стоимость примерно 300 метров. Здесь очень материалы дорогие, да и не так просто бурить на склонах. У нас в Домбае рельеф сильно изрезан. Там и просто ходить не всегда легко. Но это мы говорим о всей территории. Речь идет пока лишь о тех местах, где лавина может на сам поселок сойти. Этого опасаемся. Есть Кладбищенская долина. Она самая опасная. Там построены гостиницы, люди приезжают. Здесь это очень нужно. А там, где мелкие лавины, то их будем и дальше просто сбивать» — пояснил собеседник.

Коммерческая выгода

В ходе прошлогоднего журналистского расследования корреспонденту NewsTracker удалось выяснить, что помимо недоработок со стороны экстренных служб и систем оповещения, компания, управляющая канатными дорогами, также работала с явными нарушениями и, несмотря на предупреждение, продолжала продажу билетов и не остановила работу. Мы решили проверить, что изменилось спустя год и позвонили в диспетчерскую службу «Канатные дороги Домбая», попытались купить ски-пасс на время, когда на склонах должны были производить работы по принудительному спуску лавины. К великому удивлению, билет продать не только не отказались, но даже сообщили, что лучше поторопиться, так как их почти нет.

«Билетов почти не осталось. Много людей приезжают, снег выпал. Насчет спуска лавин не в курсе. Мы же не МЧС. Никто нам ничего не говорил. Да даже если и будут спускать что-то, то до нас ничего никогда не доходит. Уже 25 лет здесь не было никаких лавин. Можете смело приезжать. Если что, здесь есть, где укрыться», — сообщил кассир канатных дорог.

Как и в прошлом году, когда сошла лавина, билеты на канатки продают несмотря ни на что. Если посчитать, даже примерно, сколько могут потерять владельцы канатных дорог, то становится понятно, откуда такое пренебрежение безопасностью отдыхающих. В Домбае работает несколько канатных дорог: новый комплекс, старая очередь канатно-кресельных дорог- «Югославка (2550-2980 метров), маятниковая канатная дорога, бугельно-буксировочные дороги. Средняя цена ски-пасса составляет 1800 рублей. Если предположить, что около двух тысяч человек, как об этом сообщают в министерстве туризма Карачаево-Черкесии, покупают ски-пассы, то в день все канатные дороги зарабатывают не меньше 3,6 миллиона. И в случае остановки работы хотя бы на один день они бы потеряли примерно такую выручку.

Кроме того, как корреспонденту NewsTracker удалось выяснить в прошлом году, одна из компаний, которая работает с туристами в Домбае и управляет канатными дорогами, принадлежат известным в республике братьям Асхату и Расулу Салпагаровым, которые приходятся родственниками сенатору от КЧР и близкому другу главы республики Ахмату Салпагарову.

Интересно, что информацию о планируемых работах по спуску лавин и о закрытии части склонов администрация поселка размещает заранее на своей странице в Instagram. И подобные сообщения появляются на официальных ресурсах Домбая регулярно. Предупреждают об этом и сотрудники северо-кавказской военизированной службы, которая и занимается выпуском лавин в регионе.

За год после трагедии, в которой погиб опытный спортсмен, едва не погибли дети, были разрушены несколько зданий, пострадала репутация курорта, как одного из самых безопасных, по сути, кроме обещаний улучшить и усовершенствовать что-то, ничего не изменилось. Система оповещения по-прежнему не работает. И несмотря на широкую огласку случившегося в СМИ, никто кроме начальника отряда противолавинной службы не был привлечен к ответственности. Безопасность туристов все также остается никому не интересной. На фоне активного внутреннего туризма, в том числе и в Домбае, бизнесмены также больше думают о выгоде. Так, за один лишь день — шестого января, по данным министерства туризма Карачаево-Черкесии, здесь находилось 7,6 тысяч туристов. И если бы столько же людей приехало на отдых в прошлом году, то страшно даже представить, какие бы последствия были у схода лавины.

"