Posted 12 октября 2021,, 06:48

Published 12 октября 2021,, 06:48

Modified 16 октября 2022,, 19:17

Updated 16 октября 2022,, 19:17

«Аэрофлот» улетит за границу. Национальный перевозчик пытается покинуть Ставрополье

12 октября 2021, 06:48
Самолеты «Аэрофлота» постепенно покидают внутренние авиалинии России. На место национального перевозчика приходят его дочерние компании. Что ждет Ставрополье после передела рынка авиаперевозок, выяснял корреспондент NewsTracker.

Заподозрен и уличен

Подозрения о том, что «Аэрофлот» планирует отказаться от внутренних авиалиний, появились в марте текущего года. Тогда журналисты проанализировали систему бронирования билетов и пришли к выводу, что в 9 российских городов полеты прекращены, и еще 17 направлений на подходе.

Официально руководство группы компаний «Аэрофлот» отрицало эту информацию, назвав несерьезным анализ по системе бронирования.

С тех пор «Аэрофлот» перестал летать в Омск, Томск, Тюмень, Южно-Сахалинск, Челябинск, Магнитогорск, Белгород, Нижний Новгород, Астрахань, Воронеж, Нижнекамск (Набережные Челны), Архангельск, Тюмень и другие российские города.

В Ставрополь самолеты национального перевозчика все еще продолжают летать. Однако наравне с «Аэрофлотом» региональную столицу обслуживают его дочерние компании «Победа» и «Россия». Вместе все три перевозчика, к примеру, выполняют до половины суточных рейсов по направлению Ставрополь – Москва.

Публичные планы

Комментарии руководства компании разбивает один официальный документ, опубликованный на сайте перевозчика. Стратегия на ближайшие 7 лет предусматривает сокращение на 30% стоимости перелетов по России в эконом-классе.

В стратегии до 2028 «Аэрофлот» прямо назван «премиальным перевозчиком международного уровня». При этом его дочерняя компания «Россия» должна стать социально направленной и развивать транспортное сообщение между регионами России.

Насчет «Победы» в стратегии сформулирована только максимальная бизнес-эффективность, без географической привязки. Именно на нее ляжет основной пассажиропоток — около 48% клиентов всех трех авиакомпаний (прирост более чем в пять раз).

У «Аэрофлота» пассажиропоток фактически не изменится и даже может немного снизиться. Хотя еще пару лет назад «Аэрофлот» обслуживал больше половины (62%) общего пассажиропотока.

Вопросы к качеству

Жителям регионов остаются две дочерние компании «Аэрофлота». Это не самые презентабельные перевозчики — лоукостер «Победа» и авиакомпания «Россия».

О качестве услуг «Победы» многие наслышаны — скандалы вокруг багажа и ручной клади, хамство и выдворение пассажиров.

Статистика, которой гордится «Аэрофлот», объясняет причину этих проблем. Цифры свидетельствуют о том, что «Победа» нещадно эксплуатирует авиапарк и экономит на персонале.

На каждого сотрудника «Победы» приходится 6,7 тысячи пассажиров (по версии «Аэрофлота», так выглядит «рекордная производительность труда на российском рынке»). Самолеты «Победы» в среднем летают по 16 часов в сутки («рекорд по интенсивности использования воздушных судов»).

В компании «Россия» основные опасения связаны с возрастом воздушных судов. Авиапарк состоит из самолетов со средним возрастом почти 13 лет (самому старому борту 24 года). При этом в Аэрофлоте остаются суда со средним возрастом около 5 лет.

Все это богатство досталось «России» от частной независимой компании «Трансаэро». Когда ее ликвидировали, Аэрофлоту без конкурса перешел 31 авиамаршрут, а в качестве компенсации за перевозки пассажиров — все самолеты авиакомпании. Уже тогда эти борта имели немалый налет.

Бюджетное преимущество

Планы «Аэрофлота» не выглядели бы столь бесчеловечными, если бы не статус национального перевозчика. Будь это частная компания, никаких вопросов насчет социальной ответственности бизнеса не возникало.

«Аэрофлот» — госкомпания, которая получает многомиллиардные вливания из бюджета. Год пандемии компания закрыла с убытками, предварительно получив из бюджета более 5,7 миллиарда рублей. За вычетом дивидендов, которые вернулись в казну, «Аэрофлот» буквально в подарок от государства получил 2,3 миллиарда рублей. Кроме того, компания выпустила на рынок дополнительные акции на сумму 80 миллиардов рублей — ⅔ из них выкупили госструктуры.

Однако рынок авиаперевозок Ставрополья не ждет перемен. По данным источника NewsTracker, планам национального перевозчика на международные авиалинии не суждено сбыться. По крайней мере, в ближайшее время.

«Аэрофлот хотел обслуживать международные рейсы, основные рейсы по России отдать “Победе”. Аэрофлот собрал бы самые сливки на международных направлениях. У нас есть информация, что планы изменились», — рассказал эксперт.

Конкуренты смирились с монопольным положением «Аэрофлота». Таков итог провальной истории «Трансаэро» (лишилась лицензии после банкротства в 2015 году).

«После уничтожения “Трансаэро” конкурировать с национальным перевозчиком стало очень тяжело. Как было с “Трансаэро”... Гендиректор решила, что она может что-то сделать. Она пошла в правительство, попросила денег — ей дали. Второй раз попросила — ей дали. В итоге компанию уничтожили. Так с любой компанией может быть», — рассказал осведомленный источник NewsTracker, работающий в одной из авиакомпаний в Ставропольском крае.

Положение альтернативных авиаперевозчиков особенно усугубилось на фоне пандемии, когда количество рейсов сократилось многократно.

«Рынок меняется ежегодно. Сейчас на рынке перевозок все зависит от количества пассажиров. На фоне ситуации с коронавирусом волатильность очень большая, стоимость перелетов скачет. Невозможно прогнозировать, какую прибыль получишь. Когда перевозки практически встали из-за коронавируса, по направлению Минводы – Москва самолеты летали 2-3 раза в неделю. А в докризисные времена — по 3-4 рейса ежедневно», — рассказал собеседник агентства.

На фоне этих проблем, по его мнению, госрегулирование цен не оставляет шансов конкурентам «Аэрофлота», монополизация только усиливается.

При этом Росавиация предпочитает не вмешиваться в рыночные процессы и оставляет ситуацию на откуп руководителей авиакомпаний. «Авиакомпании являются коммерческими организациями, которые ведут свою деятельность самостоятельно. В этой связи выполнение полетов или решения об изменении маршрутной сети авиакомпании принимают самостоятельно», — сообщили NewsTracker в пресс-службе Федерального агентства воздушного транспорта.

"