Posted 25 апреля, 08:01
Published 25 апреля, 08:01
Modified 25 апреля, 08:03
Updated 25 апреля, 08:03
Есть в этом что-то неправильное, когда родители хоронят детей. И полбеды, когда речь идет о несчастном случае или неизлечимой болезни. Но за четыре месяца Ставрополье потрясли сразу несколько случаев жестоких убийств родителями своих сыновей и дочек.
Нелюбимые и нежданные
Будущий педиатр из Ессентуков Анастасия сказала полиции, что ее 8-месячную дочку похитили неизвестные. Но девушка вместе с супругом вела себя настолько дергано и нервно, что опытные следователи заподозрили: пара что-то не договаривает. Провели обыск в квартире — нашли замытую кровь, мясорубку и пакеты с фаршем и останками в морозильной камере. И нет, это не эпизод из дешевого хоррора, а вполне себе реальные материалы из уголовного дела, которое скоро будут рассматривать в Ростовской области. Оба родителя до сих пор сваливают убийство девочки друг на друга, пока их родственники в голос твердят, что каждый «души не чаял в дочке».
Как и ждет суда жительница Пятигорска, родившая 8 января 2024 года в домашних условиях здорового мальчика. Но вместо того, чтобы радоваться материнству, ставропольчанка бросила новорожденного сына тонуть в фекалиях в сточной канаве. Сама же отправилась в гости в другой поселок. Позже бездыханное тело обнаружил ее сожитель и вызвал полицию. Не обошлось без полиции и в Лермонтове, где вернувшийся с работы супруг застал в ванной теряющую сознание жену в луже крови и крохотное тельце не выжившего после мини-аборта ребенка. Вслед за ним отправилась и мама двух детей.
А в марте кровавая бойня разыгралась в садовом товариществе «Мелиоратор», где ставрополец взял ружье и выстрелил из него сначала в супругу, потом двух дочерей и себя. Выжить удалось только женщине. Или вот еще один случай какой-то необъяснимой и нечеловеческой жестокости. Отчима оставили посидеть с пятилетним пасынком. Чем не угодил ребенок выпившему на кухне «папе», остается только догадываться. Но смерть ребенка была мучительной. Сначала его топили в тазике в ванной комнате, а потом, когда тот перестал сопротивляться, убийца решила избиваться от тела.
«Согнул колени к грудной клетке и обмотал тело рубашкой, дальше взял пакет с ним и вынес на улицу в мусорный бак», — крайне безэмоционально и малейшей степени раскаяния рассказывает мужчина на видео, распространенном Следственным комитетом СК.
Не знаешь, отчего больше кровь в жилах стынет и хочется хвататься за голову: от этого убийственного спокойствия или непонимания, что происходит с нашим обществом, если вот так запросто мама может порубить на фарш своего ребенка. Папа из-за ревности превратить своих «принцесс» в живые мишени. К счастью, это не повседневная практика. Но, как не крути, а родительская жестокость все же постепенно становится частью нашей жизни.
Убиты четверо, искалечены 78
Уполномоченный по правам ребенка в Ставропольском крае Светлана Адаменко приводит статистику, что если в 2022 году ей поступило 16 обращений, по вопросам защиты прав несовершеннолетних на жизнь и защиту от насилия. Причем в трех случаях речь шла о внутрисемейных отношениях. В прошлом году таких обращений было уже 31, и в 4 из них указывались факты жестокого обращения в семье. Подтвердились всего два инцидента. Но эта грань между добром и злом довольно зыбка.
«По данным ГУ МВД СК в 2022 году в результате совершенных родителями 39 преступлений против жизни и здоровья детей, пострадали 42 ребенка, один из которых был убит. В 2023 году 27 родителей совершили преступления в отношении 29 детей, но убийств не установлено. В первом квартале 2024 года было десять преступлений, где из 11 жертв трое детей убиты», — приводит страшные цифры Светлана Адаменко.
Цифры, за которыми стоят как минимум 78 искалеченных судеб с искаженным пониманием семейных ценностей. По словам чиновницы, основными причинами жестокого обращения с детьми в семье являются личностные особенностей родителей. Это и незрелость, и родительское выгорание, и злоупотребление алкоголем, и личные детские травмы вместе с опытом разрешения проблемных ситуаций силой.
Сколько стоит смерть ребенка
О чем свидетельствует и Уголовный Кодекс РФ, жестко карающий преступления против детей. Однако, как отмечает юрист Михаил Роганов, в нем есть нюансы в виде двух категорий дел. Первая — это убийство матерью новорожденного ребенка.
«В статье 106 УК РФ рассматривается две ситуации. Первая — убийство во время или сразу же после родов. Существуют мнения, согласно которым, данный временной промежуток соответствует 24 часам после окончания родов. В этом случае суд может признать наличие смягчающих обстоятельств, а именно то, что в данный период женщина не всегда в состоянии воспринимать рождающегося человека в качестве живого существа, а продолжает относиться к нему как к источнику своих страданий», — поясняет эксперт.
Михаил также отмечает, что есть и вторая ситуация — убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства.
«Психотравмирующей ситуацией является совокупность объективных негативных обстоятельств (например, отсутствие средств к существованию, потеря кормильца и т. п.) и негативных эмоций, вызванных указанными обстоятельствами у матери. Причиной психического расстройства могут стать как и сами роды, так необходимость заботиться о ребенке, различные семейные и бытовые проблемы. Такое состояние влияет на квалификацию преступления и может служить основанием для назначения виновному принудительных мер медицинского характера», — комментирует юрист.
Однако в любом из этих вариантов лишение жизни младенца наказывается ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Например, в прошлом году полтора года колонии — поселения получила жительница Нефтекумского округа, задушившая новорожденную дочку. У женщины уже было двое детей. Прерывать беременность ставропольчанка не стала, предпочтя прервать жизнь младенца. Роды случились на улице рядом с гостиницей «Дружба». После чего мать закрыла дочке носик и ротик и держала руку до тех пор, пока девочка не перестала дышать. Тело она спрятала там же. Обнаружили его местные жители. И как позже рассказывали следователи, им понадобилось провести более 2 тысяч судебных экспертиз, чтобы установить изувершу, пожелавшую таким способ скрыть беременность.
Можно ли оправдать подобный поступок растерянностью и тем, что не ведала, что творит? Можно, но если бы мама сама пришла в участок с повинной. Однако ее искали год. Говорит ли это о раскаянии? Сложно сказать. Через год ставропольчанка выйдет на свободу, а вот ребенка не вернуть.
Впрочем, как отмечает юрист, не стоит забывать, что в медицинской практике новорожденным считается ребенок до достижения им одного месяца жизни. Соответственно убийство ребенка более старшего возраста не будет квалифицироваться по такой статье. Для этого в УК РФ есть и другая, где под общим определением «убийство», выделен и подпункт, касающийся малолетних жертв. (пункт «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ). Здесь тяжесть преступления выше и наказание стартует от восьми лет свободы.
Но вот опять же: может ли зона снизить родительскую агрессивность, дать понять, что дети — это не боксерские груши и не вещь, которую можно выбросить за ненадобностью? И вовсе не сыновья и дочки виноваты в том, что в какой-то момент жизнь мамы или папы пошла наперекосяк.
Смотрюсь в тебя как в зеркало?
А ведь как уверена психолог-педагог Михайловского психологического центра Дина Заболотская, как раз в этом проецировании и кроется суть проблемы.
«Мы живем в очень тревожный период, когда современному человеку сложно на что-то опереться, неопределенностей стало слишком много. Мы не знаем, как пройдет сегодняшний день, что будет завтра, а это вызывает у общества огромную тревогу, а потом выливается в идеи эгоцентричности и широкий интерес к психологии, чтобы понять, как с этим быть. Когда человек становится родителем, часто свои тревоги он буквально проецирует и направляет в адрес своего ребенка. Как будто не его страхи, личная драма и проблемы становятся источником нестабильности, а маленькое существо, которое неконтролируемое, непослушное, не оправдывающее каких-то ожиданий. И если психологически здоровый родитель в состоянии эмоции контролировать, то тот, кто нуждается в поддержке, ему сложно справиться с агрессией. Она же выливается в такие ужасные истории», — отмечает эксперт.
Как и призывает не сбрасывать со счетов возраст родителей, из какого они поколения.
«Поколение 90-х оно более напряженное, так как было само отчасти оставлено родителями. Это ни в коем случае не укор, просто обстоятельства сложились так, что из-за обстановки в стране мамы и папы были заняты зарабатыванием денег, внимания детям не хватало, те оставались без внутренних опор, рано повзрослев. Но „маленький взрослый“ никогда не станет настоящим взрослым, потому как сам еще в душе ребенок. И находясь в тяжелом эмоциональном состоянии, такому поколению сложно столкнуться с родительством, когда внутри себя нужно решить конфликт», — уверена психолог.
Пусть мама услышит….
И выход здесь только один — профилактика. Не только преступлений, но и душевного и духовного выгорания.
«Поэтому чтобы снизить родительскую агрессивность, сегодня в общеобразовательных организациях края проводятся занятия, беседы, тренинги для родителей, направленные на развитие эмоционального интеллекта. Кроме того, для получения экстренной психологической помощи родители и дети могут обратиться на круглосуточный Детский телефон доверия», — напоминает и детский омбудсмен Светлана Адаменко.