Posted 2 августа 2021, 08:24
Published 2 августа 2021, 08:24
Modified 16 октября 2022, 19:10
Updated 16 октября 2022, 19:10
Лекарства в Ставропольском крае подорожали за первый квартал текущего года в среднем более чем на 13%. Для сравнения, в среднем по России лекарства подорожали за тот же период на 9,4%.
СКФО идет вровень со Ставропольским краем, и это самый активный рост цен по сравнению с другими округами России. Подорожание на 13% — это вдвое больше темпов инфляции, отмечено в исследовании FinExpertiza.
Эксперты выделяют целый ряд негативных факторов, которые неудачно совпали на фоне пандемии коронавируса и привели к подорожанию препаратов.
В отечественной фарминдустрии давно сохраняется высокая зависимость от импорта. Вырос валютный курс по отношению к рублю — следом увеличилась стоимость закупок за рубежом. На фоне пандемии граждане стали чаще закупать лекарства впрок. За этим последовал условный дефицит препаратов на рынке. Плюс, сказались последствия госрегулирования (за счет бюджета правительство сдерживает цены на жизненно важные препараты, и аптеки компенсируют недостачу за счет повышения цен на остальные лекарства).
Такие негативные факторы отметил сопредседатель регионального отделения «Опоры России» в Ставрополе Павле Мрвалевич.
«По большинству препаратов отечественное производство отстает. У нас мало производят активные вещества, которые являются основой препаратов. Активные вещества в лекарствах, практически на 90% по многим лекарствам, — Россия закупает и таблетирует в основном. А из-за курсовой разницы произошло подорожание всего импорта, в том числе медицинских препаратов», — пояснил Мравлевич.
Еще один важный фактор — повышенный ажиотаж вокруг препаратов на фоне пандемии, по оценкам эксперта, может сохраняться в течение ближайших 4 лет.
«На период пандемии инерционность еще будет сохраняться, следовательно, будет повышенный спрос на соответствующие медикаменты. Такой информационный след будет продлеваться еще по крайней мере 1,5-2,5 года. За это время коронавирус перестанет занимать всеобщее внимание, перестанет быть первостепенным вопросом в информационной повестке», — считает собеседник агентства.
Официальную версию власти Ставрополья не смогли предоставить. Краевое управление Росздравнадзора, как выяснилось, наблюдает только за ценами на жизненно важные препараты. Под наблюдение попадают государственные, муниципальные и частные аптеки.
Однако официальная статистика существенного подорожания за первый квартал года не заметила. Самое большое подорожание в 1% Росздравнадзор заметил в сегменте препаратов стоимостью 50-500 рублей. В остальном наценка оставалась стабильной, считают в надзорном органе.
«Применяемый в течение последних трех лет средний размер фактической торговой надбавки розничного звена в крае был стабильным и не имел тенденции к значительному росту», — сказано в ответе ведомства на официальный запрос NewsTracker.
Также в ведомстве подтвердили, что розничные аптеки самостоятельно регулируют цены на препараты, которые не входят в перечень жизненно важных.
«Цена на жизненно важные препараты государством регулируется. Чтобы скомпенсировать падение прибыли, на остальные препараты начинают поднимать цену. Чтобы обосновать это каким-то образом, меняют названия, придумывают различные маркетинговые ходы. То есть аптеки начинают зарабатывать на активированном угле или ацетилсалициловой кислоте. Из двух дешевых делают один более дорогой, за счет незначительных добавок», — считает Мрвалевич.
Компенсация затрат, по его мнению, также связана с ужесточением регулирования продаж психотропных препаратов.
«Еще недавно в аптеке продавали психотропные вещества, в том числе, “Лирику” [обороты продаж ограничены с 2020 года]. Сейчас ее законодательно зарегулировали. Прибыль аптек упала, но рынок не сократился за счет повышенного спроса населения (на фоне пандемии)», —отметил собеседник агентства.
На ставропольском аптечном рынке, по его мнению, сказывается спор экспортного бренда, который в 2018 году пытался зайти на рынок под названием «Аптечный склад». Тогда под давлением антимонопольной службы компании пришлось отказаться от этого названия.
«В итоге, чтобы конкурировать в регионе, эта аптечная сеть вынуждена была понижать цены. Теперь возможен такой эффект компенсации понесенных затрат на осваивание региона», — считает Мрвалевич.