Posted 7 июня, 13:21
Published 7 июня, 13:21
Modified 15 августа, 09:53
Updated 15 августа, 09:53
Эта неделя проходит в Ставрополе под зычный набат общественников, уверяющих, что историческая архитектура краевой столицы снова под угрозой. Ведь власти снова взялись за старое. После скандала с реставрацией Крепостной горы, фонтана с лягушками в Центральном парке, то ли бес, то ли гений вдохновения добрался теперь и до декоративной стенки каскадных фонтанов «Дельфины».
Семь рыб, расположившихся на проспекте Октябрьской Революции, вызывают неоднозначные эмоции у гостей и жителей города уже 70 лет. Однако, как отмечают в администрации Октябрьского района, за эти годы объект культурного наследия регионального значения начал рушиться. В 2021 году и был объявлен тендер по разработке научно-проектной документации на проведение реставрационных работ на объекте. Выиграло конкурс ООО АРС «ЮГ», когда специалистами уже проведено историческое исследование памятника и его состояния. Увиденное экспертов не радует.
«На элементах установлено большое количество сквозных трещин, арматура повреждена ржавчиной, видны сколы и следы многочисленных ремонтов. Уже сейчас некоторые из чаш стоят на подпорках. И поскольку стена здесь служит не только элементом декорации, но и подпорной конструкцией, она вытягивает из грунта влагу и химические вещества, что приводит к ее разрушению. Кроме того, сегодня средний срок службы бетона от 50 до 70 лет, то есть максимальный (авт: резерв) вышел», — поделилась предварительными выводами директор ООО АРС «Юг» Динара Хагундукова.
И если глава Октябрьской администрации Алексей Ломанов все же не исключает возможности, что прежние дельфины еще могут остаться, окончательное решение по методу реставрации будет приниматься только после тщательного осмотра фигур и снятия множественных слоев краски, директор АРС «ЮГ» иллюзиями никого тешить не собирается. Подрядчик прямо говорит, что « чаши и скульптуры имеют ряд повреждений, требующих замены».
На то, что по сути все решено, намекает и фраза Хагундуковой, что «при реставрации в рамках закона допустимо воссоздание скульптуры, если мы не нарушаем предмет охраны, не меняем бетон на другой материал, не корректируем облик». То есть, город на выходе получат 100% копию, не отличимую от оригинала.
«Элемент рыб расчищается от всех слоев краски, чтобы подчеркнуть первозданный вид, и потом с него снимается слепок. Никакие новые скульпторы со своим видением сюда не подключаются. Все будет абсолютно идентично», — заверяет Хагундукова.
Причем компания не просто не будет отходить от оригинала, но и вернет исторический облик карнизу оснований у фонтанов. Ведь изначально переходы были более резкими, очерченными, нежели горожане видят сейчас. Кроме того, на объекте будут заменены все коммуникации, чтобы фонтаны служили дольше.
«Горожане увидят то, что есть сейчас, но из современных материалов», — уверяют, что нет поводов для паники строители.
Вот только старшему поколению от этого не легче. Ведь копия, какой бы искусной ни была, всегда хуже оригинала. В ней нет духа старины, той связующей поколения нити, когда традиция созидать уступает место новомодной реставрации, а с прошлым всегда расставаться больно.