Posted 25 марта, 12:25
Published 25 марта, 12:25
Modified 25 марта, 19:30
Updated 25 марта, 19:30
С сентября 2024 года в российских аптеках без рецепта врача нельзя будет купить таблетки, в основе которых лежат сильно действующие вещества мифепристон и мизопростол (МНН). Подобные препараты женщины принимают как для медикаментозных абортов, так и в качестве средств экстренной контрацепции.
По словам чиновников, ужесточение контроля не разгонит ценники и не вызовет дефицит на рынке средств экстренной контрацепции. Единственное, чего желает государство — обезопасить женщин от бесконтрольного приема крайне агрессивных таблеток. Тем более, что для экстренной контрацепции есть еще препараты с левоноргестрелом, их никто запрещать не собирается. По данным краевого минздрава, большинство женщин идут на прерывание беременности из-за материальных проблем.
Хотя, как показал поход корреспондента NewsTracker по ставропольским аптекам, во многих то ли пока не знают о послаблениях, то ли намеренно умалчивают о них, предлагая взять про запас сразу несколько упаковок любых средств — от Постинора (с левоноргестрелом) до Женале (куда входит микродоза мифепристона).
«Вы же в курсе, что с 1 сентября все по рецептам продаваться будет?», — уточняет фармацевт одной из аптек в Ставрополе.
При этом фармацевт настаивает, что у них распоряжение с осени продавать по рецептам ВСЕ препараты для экстренной контрацепции, а не только для мини-абортов. И если «хотите сэкономить, самое время приобрести тот же Женале по демократичной цене в 630 рублей. Поскольку всего несколько пачек осталось. Разбирают быстро».
«А если мне нужно уже имеющуюся беременность прервать, что посоветуете?», — поинтересовалась корреспондент и натолкнулась на резкое «у нас такого нет».
К слову, подобных таблеток, — с убойной дозой МНН — не нашлось и в других городских аптеках. Парадоксально, но факт: если таблетку от беременности после незащищенного полового акта каждая из собеседниц готова была подобрать сразу, лояльно замечая «ну, с кем не бывает». Стоило попросить препараты для аборта и холодом в голосе реально можно было заморозить — «мы такой грех на себя не берем», с легко читаемым между строк «в отличие от тебя».
У представителя сообщества многодетных мам Ставропольского края Ольги Селяниной пятеро детей, поэтому и вопрос о том, стоит ли вводить ограничения на продажу таблеток для медикаментозных абортов, для нее щепетилен.
«Конечно нас часто с супругом спрашивали: „зачем вам так много?“. Но все наши дети желанны, и я даже мысли не допускала о том, чтобы избавиться от беременности. Однако ситуации бывают разные. Не приведет ли запрет свободных продаж к нелегальным абортам?», — размышляет собеседница издания.
Но вот с чем она полностью согласна, так это с выводом абортов из системы ОМС. По ее мнению, за счет госбюджета должны оплачиваться исключительные случаи в виде медицинских показаний, беременности после изнасилования и процедуры для женщин с доходом ниже прожиточного минимума.
«А у нас двоякая история. Когда, с одной стороны, мы всем миром собираем средства на лечение больных деток, а с другой — готовы финансировать их убийство», — недоумевает Ольга.
В минздраве края утверждают, что на протяжении пяти лет в регионе отмечается тенденция снижения числа абортов. Если в 2019 году в госучреждениях прервало беременность 9947 женщин, в прошлом году — 6551. И хотя положительная динамика впечатляет, все же счет по-прежнему идет на тысячи.
Причем в 57% случаев на этот шаг решаются женщины в возрасте 30-39 лет. Казалось бы, самое время рожать, но многие идут покупать таблетки, почему и тема абортов — одна из самых острых и болезненных для православной церкви.
«Очень опасно, что сегодня общество относится к аборту как рядовой медицинской манипуляции, что с духовно-нравственной точки зрения недопустимо. Мы должны самым решительным образом пересмотреть отношение к процедуре, создать все условия, чтобы это перестало быть нормой, и женщина не боялась рожать ребенка. Это шире чем запрет тех или иных таблеток, это вопрос поддержки материнства и детства на разных уровнях: от материального до морального аспекта», — уверен настоятель Храма Преображения Господня города Ставрополя, отец Владимир Сафонов.
Наш собеседник рассказывает, что сегодня церковь предлагает целый ряд инициатив, которые носят гуманитарно-просветительский характер. В частности, священники активно сотрудничают с руководством медучреждений, и врачи все охотнее обеспечивают им свободный доступ к мамам, решившимся прервать беременность. Порой после таких бесед уходят вместе.
«Священник говорит не со стороны медработника и не как заинтересованное лицо, мы говорим с душой женщины, пытаемся донести, что семья и дети — вот главные наши достижения и жизненные приоритеты», — поясняет отец Владимир.
Другая собеседница издания гендиректор АНО «Дом для мамы» в Ессентуках Лариса Рубец тоже настаивает, что зачастую вовсе не финансовые сложности заставляют женщин приобретать подобные препараты.
«Многие не хотят выходить из зоны комфорта, когда ребенок нарушает все планы женщины. Ей нужно доучиться, сделать карьеру, купить машину, удачно выйти замуж, а ребенок заставляет от чего-то отказаться. Материнство — это всегда жертвенная любовь, к которой сегодня готовы не все. Мы же выступаем за то, чтобы все зачатые дети были рождены. Поэтому активно сотрудничаем с частными клиниками и женскими консультациями», — поясняет собеседница издания.
Она рассказала о необычной акции, которую общественники с волонтерами проводят в пяти женских консультациях на КМВ. Мастерицы вяжут крошечные пинетки для новорожденных, упаковывают их в красивую прозрачную коробочку, куда также помещаются контакты центра. Очаровательные презенты развозятся по консультациям и раздаются женщинам, пришедшим становиться на учет. Вот такой момент приятия беременности, который заставляет задуматься, что в тебе растет жизнь, ее надо сберечь, и вокруг много людей, кто готов помочь преодолеть любые кризисные случаи.
Что же касается абортивных препаратов, Лариса Рубец уверена, что они должны быть если не запрещены, то хотя бы не находится в свободном доступе.
«Я слышала фразу, что „мое тело — мое дело“. Тут, в общем-то, и не поспоришь. Но абортивные таблетки наносят колоссальный вред не только психике женщины, но и ее здоровью. Их нужно принимать только под наблюдением врача, чтобы избежать кровотечений и не повторить недавнюю трагедию, случившуюся в Лермонтове», — сетует эксперт.
Напомним, муж вернулся домой и увидел супругу, которая теряла сознание. Он вызвал медиков, но они не успели. После стало известно, что девушка была на седьмом месяце, от мужа беременность скрывала, а на месте нашли таблетки, вызывающие роды.
Между тем краевой минздрав заявил, что с 2020 по 2023 год акушеры-гинекологи проконсультировали более 27 тысяч женщин, желавших сделать аборт. Причем после посещения центров и кабинетов медико-социальной поддержки в медучреждениях более 11 тысяч человек решили сохранить беременность.
«Вся наша работа направлена в большей степени на профилактику абортов, почему и в женских консультациях сейчас внедряются памятки для врачей, как правильно разговаривать с мамами, кто находится на перепутье. Специалисты обязательно интересуются, почему женщина решилась на процедуру, предлагают посмотреть на беременность с другой стороны, советуют пообщаться с близкими. По желанию, мы приглашаем на беседу священников, юристов, психологов», — рассказывают в минздраве об этой битве за детей.
Равно как и за саму женщину. Ведь если решение все же принято, гораздо безопаснее провести процедуру в медучреждении, имеющем лицензию на аборты.
«Самостоятельный прием препаратов для медикаментозного прерывания беременности без консультации врача акушера — гинеколога и без проведения ультразвукового исследования, подтверждающего наличие маточной беременности и исключающего эктопическую беременность, категорически запрещен. Данные действия могут привести к развитию массивного кровотечения, перитониту, удалению матки и даже летальному исходу», — напоминают медики.
За последние годы на Ставрополье, по официальным данным, не было ни одного подпольного аборта. А вот женщин, пожалевших о сделанном шаге, встречается много, рассказывает психолог Евгения Ефремова.
«Аборты очень влияют на психику женщины. Как правило, лечащий врач после прерывания беременности спрашивает о физическом самочувствии, забывая поинтересоваться, что на душе у пациентки. Хотя в данном случае не исключен постабортовый синдром, проявляющийся как чувством вины и внутренних терзаний за совершенное, так и обидой на окружающих. Впоследствии обида может перерасти в агрессию, направленную в сторону близких людей, кто „помогал“ принять решение», — рассказывает эксперт.
Психолог отмечает, что подобные вспышки могут быть неосознанны и спонтанны. Также в этот непростой для себя период женщина может испытывать чувство внутреннего опустошения, почему и будет стараться «переключиться» на карьеру, дом, работу, имеющихся детей. Однако заглушить боль подобным способом не получится, та всего лишь снова окажется загнанной на периферию сознания, и с годами ситуация будет только усугубляться. Как и вполне возможен вариант распада брака. Далеко не всех супругов пережитое объединяет. Бывает, что и окончательно разводит по разным берегам.
«Поэтому и крайне важно перед подобным шагом проконсультироваться со специалистом. Психолог окажет нужную поддержку, направит и поможет осознать именно свои ощущения, понимать возможные последствия и быть к ним подготовленной. И не на эмоциях, а с холодной головой принимать решение пить или не пить таблетку», — советует специалист.