Было время, когда чуть ли не в каждом районе города и каждом селе был человек, который «занимается металлоломом». Таким людям несли все более или менее ценные металлические отходы, которые находились в хозяйстве, в обмен на кое-какие деньги. Некоторые же, чтобы сдать металл, шли на откровенные преступления. О богатстве сборщиков лома среди местных ходили легенды. Но на самом ли деле «заниматься металлоломом» так выгодно?
NewsTracker совместно с программой «Бизнес-вектор» на РБК выяснил, каков объем рынка металлических отходов в России, какие трудности есть у этой отрасли и можно ли действительно сколотить состояние на торговле ломом.
На Ставрополье зарегистрированы всего 16 компаний, видами деятельности которых указаны обработка отходов и лома черных, цветных, драгоценных металлов и торговля металлоломом. Их официальная финансовая отчетность немного обескураживает: меньше половины предприятий отчитались о прибыли за прошлый год. Остальные либо убыточны, либо не раскрывают информацию.
Из 16 компаний восемь отчитались о выручке за 2022 год. Совокупный оборот предприятий составил 1,45 млрд рублей. Это в четыре раза больше, чем в 2021 году, когда выручка девяти компаний (те же восемь компаний, что в 2022 году, плюс одна организация) составила 362,5 млн рублей.
С прибылью все сложнее. В 2022 году шесть предприятий отчитались о наличии чистой прибыли в 8,8 млн рублей, а две компании показали чистый убыток в 3,6 млн рублей. Годом ранее пять компаний получили чистую прибыль в 1,7 млн, а другие пять компаний отчитались о чистом убытке в 11,9 млн рублей.
Таким образом, в целом финансовое состояние отрасли (если считать за таковую выборку из 16 организаций) в Ставропольском крае за 2022 год улучшилось.
Крупнейшей по финансовым показателям компанией Ставропольского края, которая занимается металлоломом, стало ООО «Ставметалл юг». Зарегистрированное в краевом центре предприятие подконтрольно Александру Жарову. Бизнесмен также владеет компанией «Союз» в городе Шахты Ростовской области, которая тоже занимается сбором и обработкой металлических отходов. В прошлом Жаров был совладельцем «Снабсервис» в Краснодарском крае, «Ставмет» и «Ставметалл» в Чечне.
В 2022 году выручка «Ставметалл юг» составила 1,34 млрд рублей, увеличившись почти в пять раз по сравнению с 2021 годом. Чистая прибыль при этом составила 7,6 млн рублей. Годом ранее компания несла убытки на 7 млн рублей.
Второй крупнейший игрок этого рынка на Ставрополье — компания «Донской металл», зарегистрированная в селе Донском Труновского округа. Организация подконтрольна Ивану Ходосову, бывшему совладельцу транспортной компании «Бизнес клуб», торговой «Керамика-юг», и сельскохозяйственной «Триагро».
В 2022 году «Донской металл» показал выручку в 40,4 млн рублей, а чистую прибыль — 276 тыс. рублей. Финансовое положение труновской компании оказалось стабильнее, чем у его конкурента «Ставметалл юг»: в 2021 году выручка была 47,9 млн, а чистая прибыль — 598 тыс. рублей.
Тройку лидеров замыкает зарегистрированное в городе Михайловске ООО «Металл-транс». Компания принадлежит чеченскому предпринимателю Султану Доскуеву, директором выступает Игорь Карпенко. В 2022 году выручка предприятия составила 28,9 млн, а чистая прибыль — 318 тыс. рублей.
По данным программы «Бизнес-вектор» на РБК, каждый год в стране образуется 50 млн тонн металлических отходов. Из них лишь четверть перерабатывается. Российский рынок металлолома оценивается в 3 трлн рублей.
Всего в стране зарегистрировано 10 тысяч организаций, занимающихся сбором и переработкой металла.
Львиная доля лома металлов в стране приходится на железо. Вот как распределяются доли:
Технический директор казанской компании «Интерметтрейд» Александр Шепелев говорит, что на рынке лома черного металла правила диктуют покупатели, то есть металлургические комбинаты. Дело в том, что таких предприятий в регионах немного. И если поставщики металлолома хотят продать свой товар, им приходится соглашаться на условия комбинатов. При этом в «Интерметтрейд» нашли свой способ повышать цену на металлолом.
«Мы традиционно имеем более высокую цену, потому что мы можем, так сказать, ради объема заготовки металлолома ударить комбинаты лбами. И они нам в регионе дают более высокую цену, чем, допустим, в регионах Сибири, Дальнего Востока», — говорит Шепелев.
Ежегодно предприятие перерабатывает 180 тысяч тонн черного металлолома. Тонна переработанного продукта продается за 27 тысяч рублей. Большая часть цены — это стоимость сырья, то есть необработанного металлолома, который компания закупает на рынке. Плюс расходы на зарплату рабочих, содержание площадки, топливо, амортизацию оборудования. Получается, что из этих 27 тысяч прибыль компании — лишь 1 тысяча рублей.
Из-за событий 2022 года рынок металлолома и в целом металла в России существенно просел, говорит вице-президент Торгово-промышленной палаты России Максим Фатеев.
«В прошлом году объем потребления металлургическими заводами вторичного сырья снизился приблизительно на 25%», — сказал Фатеев.
Больше половины всего объема металлических отходов в России скапливается у населения. И если у компаний, например, производителей техники, есть обязанности по утилизации, то граждане не спешат сдавать лом на переработку. Одна из причин — налоги. Их придется заплатить, если сумма, вырученная за металл, превысит 250 тысяч рублей. Игроки рынка считают, что нужно отменить НДФЛ на сдачу лома. А в Торгово-промышленной палате РФ предлагают возобновить программу утилизации автомобилей.
«Мы предлагаем сумму за сданный автомобиль увеличить до 150-250 тысяч рублей, было 50 тысяч рублей. Если это электроавтомобиль — увеличить до 350 тысяч. Предусмотреть, чтобы утилизационный сбор шел конкретно на развитие инфраструктуры переработки вторичных отходов», — говорит вице-президент ТПП России Максим Фатеев.
В целом рынок металлолома сильно зависит от других отраслей. Переработка металлических отходов в стране все еще находится на низком уровне. Отрасль необходимо стимулировать, считают в Торгово-промышленной палате России. Например, только старая бытовая техника и автомобили могут приносить 170 млн тонн металлолома в год. Если перерабатывать и заново использовать весь этот объем, необходимость в добыче новой руды существенно сократится.