Posted 28 июня 2023, 06:05
Published 28 июня 2023, 06:05
Modified 28 июня 2023, 06:07
Updated 28 июня 2023, 06:07
В ходе заседания Союза машиностроителей России участники встречи поделились достижениями и успехами в области автопрома, а также обсудили импортозамещение компонентов.
Однако особую важность приобрела ремарка, сделанная Максимом Соколовым, президентом компании «АВТОВАЗ». В своем выступлении он озвучил несколько ключевых мер господдержки, направленных на развитие автопрома в России. Он отметил необходимость индексации утилизационного сбора, усовершенствования законодательства в сфере государственных закупок и внесения изменений в законодательство, касающееся такси.
С 2014 года утилизационный сбор взимается как с импортных автомобилей, так и с отечественных производителей. Базовая ставка составляет 20 000 рублей, но сумма увеличивается с применением коэффициентов. Например, для наиболее популярных автомобилей с двигателем объемом от 1 до 2 литров утилизационный сбор составляет 178,4 тысячи рублей.
Изначально введение сбора было связано со снижением импортных пошлин в результате присоединения России к ВТО. Для отечественных производителей утилизационный сбор компенсировался через субсидии. Однако в 2019 году были внесены изменения, по которым гарантированная сумма компенсации постепенно снижалась, и в прошлом году достигла нулевого уровня. В настоящее время возмещение сбора возможно только при высоком уровне локализации производства.
Таким образом, никто в настоящее время не может рассчитывать на полный возврат средств. В прошлом году Минпромторг опубликовал данные о степени локализации для самых популярных моделей автомобилей. Например, даже у Lada Granta, которая считается наиболее «отечественной», было набрано 4621 баллов из возможных 8800. Lada Niva, выпускаемая с 1977 года, получила 4156 баллов. Издание пишет, что после введения санкций степень локализации выросла, но многие отсутствующие импортные компоненты были заменены китайскими аналогами.
В январе 2023 года Максим Соколов высказал предложение о повышении утилизационного сбора с 178,4 тысячи рублей до 300 тысяч рублей. От данной меры в первую очередь пострадают китайские автопроизводители, которые либо импортируют полностью готовые автомобили в Россию, либо осуществляют крупноузловую сборку.
Китайские производители оказывают серьезную конкуренцию «Ладе». Обновленная модель Vesta, после рестайлинга, продается по цене от 1,24 миллиона до 1,69 миллиона рублей. При этом необходимо учесть дилерские наценки. Это базовая цена без учета боковых подушек безопасности, системы стабилизации, климат-контроля и автоматической трансмиссии. В то же время, китайские производители предлагают все эти опции прямо сейчас.
За ту же сумму можно приобрести седан BAIC U5 Plus или кроссовер Changan CS35 Plus, Chery Tiggo 4 или Haval Jolion в базовой комплектации, а также лифтбек JAC J7, одна из версий которого может стать будущей «Москвич 6» и будет собираться на «Автоторе» в Калининграде.
Издание уточнило, что на данный момент существуют альтернативы исконно российским автомобилям. Однако после повышения утилизационного сбора все эти альтернативы, включая модели, собираемые в России под брендами «Москвич» и «Эволюта», подорожают.
С целью удержания покупателей и предотвращения их оттока предлагается ввести ограничения на уровень локализации для автомобилей, поставляемых в рамках госзакупок, для таксопарков и каршерингов.
В настоящее время коммерческие организации, для которых автомобиль является бизнесом, предпочитают новые импортные автомобили. В такси и каршеринге популярны Chery Tiggo 7 и Tiggo 4, JAC JS6 и J7, Geely Coolray, которые импортируются из Китая. Единственным исключением является Haval Jolion, который собирается на заводе в Туле, и «Москвич 3», который пока имеет низкий уровень локализации. Автомобили «Лада» практически не встречаются на улицах больших городов в такси.
Таксопаркам и каршеринговым компаниям практически не останется выбора. Если им будут предъявлены требования по уровню локализации, то им придется приобретать либо Haval Jolion, уровень локализации которого должен достичь 50% в 2023 году, либо Lada Vesta, которая должна выйти на рынок со скоростной автоматической трансмиссией в следующем году. Все остальные автомобили либо не локализованы (процесс перевода китайских автомобилей под российскими брендами на отечественные компоненты занимает несколько лет), либо не оборудованы автоматической трансмиссией, которая необходима для использования в каршеринге и такси.
«Ограничение коммерческих закупок может привести к сокращению предложения автомобилей и росту цен, как на сами автомобили, так и на транспортные услуги. Уже с сентября этого года стоимость услуг такси может значительно возрасти из-за недостатка лицензированных водителей и повышенных тарифов на ОСАГО для таксистов, достигая до 160 тысяч рублей в год. Если ограничить выбор автомобилей для оставшихся водителей, требуя покупки только определенных моделей, то весь рынок такси сократится до предоставления элитных перевозок по максимальным тарифам. Каршеринг также может столкнуться с возможностью значительного повышения тарифов», — пишет издание.
Для обычных граждан останутся традиционные городские автобусы и самокаты, которые пока еще не производятся в России. Такие реформы могут иметь одну положительную сторону. Дорожные заторы в мегаполисах сократятся, а качество воздуха станет лучше.