Posted 31 мая 2023,, 09:07

Published 31 мая 2023,, 09:07

Modified 31 мая 2023,, 09:22

Updated 31 мая 2023,, 09:22

Стиль или безвкусица: что поменять Ставрополю в оформлении города

31 мая 2023, 09:07
С каждым годом Ставрополь становится красивей и интересней. Что способствует, а что мешает городу развиваться еще динамичней — разбирался NewsTracker.

Цветники как визитная карточка Ставрополя

Об истории украшения Ставрополя рассказал краевед, автор книг по истории Ставрополя Роман Нутрихин. Первым документированным случаем является 1837 год, когда в Ставрополь прибыл император Николай I.

«Город был роскошно иллюминирован фонарями, свечами и другими источниками света. Еще на подъезде ему организовали „дорогу света“: на небольшом расстоянии были установлены бочки со смолой, которую подожгли и, несмотря на темное время суток, все было очень ярко. Это стало оригинальным решением — про это широко писалось в прессе того времени», — сообщил исследователь.

В 1849 году наместник Кавказа Михаил Воронцов преобразовал небольшой Гимназический сад в Городскую рощу. Тогда же из крымских имений наместника сюда привезли и высадили большое количество сортов деревьев, в том числе фруктовых. Позже Городскую рощу назовут Воронцовской, а в наше время она стала Центральным парком.

Город обычно украшали по большим праздникам: это и иллюминация, и банты в цветах флага на публичных зданиях.

«В начале прошлого века здесь работал знаменитый садовник Бернард Новак, который привозил зарубежных экспертов, следил за разнообразием цветов, высадил каштановую аллею, а также первым начал применять необычные формы клумб. Во время русско-японской войны в 1904 году своим подвигом прославился крейсер „Варяг“, тогда в Воронцовской роще установили клумбу в виде этого корабля», — отметил ученый. Цветы, которые с тех пор стали визитной карточкой Ставрополя.

В советское время город активно украшался транспарантами с лозунгами, мозаиками на стенах, различными барельефами, плакатами. Центральный парк несколько раз становился лучшим парком СССР: граждане, заставшие времена до 1917 года, хотели, чтобы город выглядел не хуже и старались как могли. В конце 1950-х — начале 1960-х годов был основан Ботанический сад и сквер на площади Ленина. Были и необычные украшения.

«Многие люди старшего возраста помнят, что деревья Ставрополя украшались длинными полосками серебряной фольги с дырочками, но не все знают, что это было. На самом деле эти украшения поставляли молокозаводы: тогда крышки молочных продуктов: кефира, ряженки и так далее изготавливались из фольги, выбивались на машинах. А оставшиеся ленты передавали для украшения города», — поделился информацией краевед.

В постсоветский период, несмотря на трудности, легендарные цветники Ставрополя удалось не только сохранить, но и преумножить. Горзеленстрой начал еще активней развивать флористическое направление в конце 1990-х годов.

«Это связано с обменом опытом с французским городом-побратимом Безье, знаменитом своими парками, клумбами и садовниками. Тогда Безье передал схемы своих цветников Ставрополю и наши эксперты использовали их для украшения города. Сейчас город расцветает с каждым днем, появляются новые украшения, оригинальные решения, я уверен, что впереди будет еще красивее», — подчеркнул Нутрихин.

Единый стиль города

Урбанист, член комиссии по развитию общественного транспорта при краевом Миндоре Андрей Черняков из несомненных плюсов украшения Ставрополя прежде всего отметил цветы.

«Наши клумбы давно стали уже одним из „брендов“ города и знамениты далеко за пределами региона. Во многих городах России даже не сохранилось предприятий, аналогичных нашему Горзеленстрою, а в Ставрополе его работники добились того, что цветы стали визитной карточкой краевой столицы. С озеленением города у нас тоже все отлично. Звездное небо также в целом хорошо, его стоит оставить», — рассказал собеседник.

Из того, что нехорошо влияет на облик краевой столицы он назвал светящиеся деревья.

«Что бы я убрал однозначно — так это светящиеся деревья. Прежде всего потому, что они мешают водителям, а, помимо этого, нарушают архитектурный ансамбль центральной части города: например, ими закрыта часть фасада краеведческого музея, который является значительным памятником культуры», — сообщил эксперт.

Необходимо не забывать и об окраинах, учитывать локальные центры притяжения населения.

«На Севере это может быть сквер на „Юности“, в других районах тоже есть такие точки. Возьмем, например, Ташлу. Там есть локальное место притяжения — кинотеатр „Ставрополец“ с благоустроенной зоной отдыха, где зимой ставят елку. Вот тут хорошо бы смотрелось какое-нибудь украшение, но не кричаще-вычурное, а спокойно-нейтральное, например, гирлянды теплого света», — предложил Черняков.

Он уверен, что главное, что стоит сделать — это озаботиться созданием единого стиля города.

«Сейчас Ставрополь зачастую застраивается вразнобой: то есть лавочки у нас одного стиля, фонари — другого, хорошо бы привести это к единому знаменателю и закрепить в городском законодательстве. Вот такой унифицирующий документ очень бы помог для развития города», — поделился мнением урбанист.

При этом особое внимание нужно уделять местному колориту.

«Например, знак с сердечком „Я люблю Ставрополь“ смотрится неплохо, но он совершенно не оригинален, он есть не только в каждом городе, но и во многих селах, это мейнстрим. А вот знак, который ставили у музея „Россия: моя история“ с изображением уносимого ветром человека — очень стилен и отображает ставропольские реалии. Также неизменно актуальны наши слоны — они подчеркивают местную историю и являются изюминкой „Родины слонов“», — подчеркнул специалист.

Успех — во взаимодействии властей, экспертов и населения

Основатель компании «Николаевские сады» ландшафтный дизайнер Федор Стасенко отметил, что хорошей тенденцией является строительство в Ставрополе множества парков и скверов.

«Раньше мы ездили за границу и удивлялись, а сейчас сами на уровне: например, недавно был в Турции и могу уверенно сказать, что благоустройство у нас в разы лучше. Практически в каждом районе в шаговой доступности появляются рекреационные зоны: как старые заброшенные, но получившие новую жизнь, так и новые. Появляются новые технологии, например, детские городки уже не „вырвиглазных“ цветов, а красивого современного дизайна, используются современные малые архитектурные формы, в этом плане у нас все хорошо», — рассказал эксперт.

В виде плохого примера малых архитектурных форм он привел светодиодные деревья. Дело в том, что это праздничное украшение с иллюминацией, которое предназначено для праздников.

«Давайте тогда на площади Ленина елку круглый год наряженной держать? Второй момент по данному вопросу — это движение всех современных тенденций ландшафтного дизайна к экологичности и натуральности, а тут пластмассовые деревья. К вопросу экологичности и правильного выбора места относятся и малые архитектурные формы из искусственного газона, которые вполне уместны на детских площадках, но не на площадях», — рассказал Стасенко.

По его словам, недопустимо ставить фигуры из магазинов и напомнил, что в досоветское и советское время все малые архитектурные формы были уникальными, а не тиражированными.

«Именно такие объекты имеют культурную ценность и туристическую привлекательность, а не общераспространенный знак с сердечком „Я люблю Ставрополь“. У нас в городе живет значительное количество мастеров, которые смогут выразить свою любовь к Ставрополю более оригинальным способом. Вспоминается конкурс скульпторов, которые лет пять назад выставили свои работы на Крепостной горе у здания бассейна. И 80% того, что там было представлено, было интересным и ценным. Именно такие объекты должны быть представлены в городе», — подчеркнул ландшафтный дизайнер.

Также он поделился мнением об озеленении Ставрополя.

«Те клумбы, которыми исторически славился наш город, например, объемные „набивные“ цветники, к сожалению, отходят в прошлое, новые специалисты не появляются, следствием чего становится упрощение дизайна цветников и потеря вкуса. Очень хотелось бы чтобы к проектированию пришли современные дизайнеры. Проблема и в том, что наши новые скверы проектируются архитекторами, далекими от озеленения. Исключение составляют случаи, когда в штате есть ландшафтный дизайнер — но это не всегда», — указал собеседник.

Для иллюстрации мнения эксперт привел положительный и отрицательный примеры озеленения рекреационной зоны

«Хороший пример — это новый сквер Героев, над которым трудилась Екатерина Шевченко, используя современные тенденции и наработки. А вот не очень хороший — сквер возле Ангела. Раньше здесь было сложное интересное озеленение, но после обновления он оказался упрощен до неинтересности. Да, во всем остальном он стал красивее, современнее и интереснее, отлично вписался в облик исторического центра города, но стильного современного озеленения там не хватает», — уверен Стасенко.

Для решения подобных задач есть смысл перейти к децентрализации озеленения города. Сейчас всем занимается Горзеленстрой, но ряд объектов (естественно, не в историческом центре города) можно передать частным компаниям, осуществляя контроль за их действиями.

«Таким образом можно повышать уровень как качества объектов, так и вкуса горожан. Опять-таки, у города есть план благоустройства. Мне кажется, было бы замечательно устроить конкурс ландшафтных дизайнеров по каждому из объектов. На первом этапе эксперты отобрали бы лучшие работы, а на втором — из них жители выбрали бы победителя. Таким образом мы получим современные скверы и довольных горожан», — поделился мнением специалист.

Он уверен, что в Ставрополе необходимо строить объекты рекреационной зоны исходя из туристической привлекательности.

«У нас должен не просто быть парк или сквер, а точка туристического притяжения. Например, в Карелии есть этнические деревни, поселения викингов и многое другое. Вспоминается забытый план установки уменьшенного макета Ставропольской крепости для детей между правительством и краевой библиотекой — это было бы действительно замечательно. У нашего города отличный потенциал, он реализуется, но все это можно сделать гораздо быстрей и интересней при широком взаимодействии власти, экспертного сообщества и граждан», — подчеркнул Стасенко.

"