Posted 10 апреля 2023,, 06:02

Published 10 апреля 2023,, 06:02

Modified 10 апреля 2023,, 06:05

Updated 10 апреля 2023,, 06:05

Пострадают пассажиры? В Ставрополе не утихают споры вокруг маршрута №50

Пострадают пассажиры? В Ставрополе не утихают споры вокруг маршрута №50

10 апреля 2023, 06:02
Фото: 1MI
Пострадают пассажиры? В Ставрополе не утихают споры вокруг маршрута №50
Почему запуск нового автобуса №50 в Ставрополе может навредить пассажирам и рынку перевозок в целом. И каким образом он противоречит стратегии развития общественного транспорта, в ситуации разбирался корреспондент NewsTracker.

Уже не первый год в Ставрополе идет так называемая транспортная реформа, благодаря которой власти пытаются навести порядок в сфере общественного транспорта. За это время министерство дорожного хозяйства и транспорта региона перезаключило контракты с перевозчиками, разыграв их по новым правилам, уточнив в контрактах требования к автобусам.

Теперь регламент содержит множество важных для удобства горожан моментов. Это и наличие касс для оплаты банковской картой, и кондиционеры с пандусами для колясочников на определенных маршрутах, и количество с классом подвижного состава.

Кроме того, была принята комплексная схема общественного транспорта, в которой есть важный пункт о реорганизации транспортной сети, учитывающая переход на магистральные и подвозящие маршруты, а также отказ от дублирования маршрутов.

Новый дублер

Но реформа идет не очень гладко. Например, власти никак не могут справится с маршрутками-дублерами, которые «угоняют» пассажиров у больших автобусов №12 и 13, соответственно не дают им зарабатывать и гасить лизинг на новый подвижной состав отвечающий всем требованиям.

А некоторое время назад в Ставрополе запустили несколько новых маршрутов. И на фоне общих изменений, один из них — №50 — вызвал много вопросов.

А на этой неделе в NewsTracker обратился один из нескольких основных ставропольских перевозчиков. Дело в том, что новый маршрут серьезно дублирует два их маршрута — №20 и №35. Но вопрос не только в повторе.

«На маршрут выдается определенное количество карт, на „50-ке“ — это 28. Большая часть автобусы среднего класса и меньшая — маршрутки. Но по факту на маршруте работает почти в два раза больше транспорта», — посетовал представитель перевозчика.

Они предполагают, что на 50-й «перекинули» часть автобусов с других маршрутов, которые он обслуживает в Ставрополе, чтобы таким образом «выжить» маршрут №20 с карты города. Водители рассказывают, что их практически «ведут» по два пятидесятых автобуса впереди и сзади, даже не давая заехать в остановочный карман.

«Водители лихачат, создают аварийно-опасную обстановку, не с целью забрать пассажиров, а будто в попытке нарушить работу наших маршрутов №20 и 35», — рассказал собеседник.

По его словам, компания писала жалобы и обращения в разные курирующие отраслевые органы, но реакции и пока не последовало. Он связывает это с лоббированием интересов нового перевозчика. Похожая ситуация происходит и на других маршрутах перевозчика, обслуживающего маршрут №50. А это №8, 10, 21.

«Но все эти махинации остаются безнаказанными, чиновники отвечают отписками и не предпринимают никаких мер. В то время, как остальных перевозчиков, не только нас, постоянно проверяют и штрафуют», — рассказал собеседник агентства.

Он признался, что сейчас из-за этой ситуации под вопросом оказывается существование транспортной компании в целом, как перевозчика. Потому что пассажиропоток упал, а водители не выдерживают стрессовой обстановки и переживают за безопасность пассажиров.

Новый перевозчик и новый маршрут

За пояснениями NewsTracker обратился в министерство дорожного хозяйства и транспорта региона, которое и инициировало запуск нового автобуса.

В ведомстве рассказали, что еще в декабре 2021 года они установили и выставили на открытый конкурс маршрут № 50 «Гипермаркет „Светофор“ — школа № 44». Однако перевозчик — победитель конкурса написал мотивированный отказ от свидетельства, по причине нерентабельности маршрута.

«В связи с большим количеством обращений граждан города о невозможности совершить поездку из юго-западного района в северо-западный район города Ставрополя в связи с загруженностью автобусов маршрута № 20 „с/т ‚Мечта‘ — с/т ‚Химик‘“. Для установления возможности жителям города добираться до социально-значимых объектов (медицинских учреждений, рынков, торговых центров, автостанций, общеобразовательных учреждений) маршрут решено было изменить. Перевозки пассажиров и багажа по маршруту № 50 „Ж/к ‚Рубин‘ — школа № 44“ осуществляются по улицам: Проспект Кулакова, улица Октябрьская, переулок Макарова, проспект Юности, проспект Кулакова, улица Ленина, улица Западный обход, проспект Российский, улица Тухачевского, улица Рогожникова, улица 45 Параллель, улица Доваторцев, проезд Лазурный, улица Бирюзовая», — рассказали в ведомстве.

Интересно, что изначально, согласно информации от источника, планировалось, что «50-ка» будет ходить по слабо охваченной транспортом улице Бруснева, и на Юности этот участок поменяли практически во время конкурса. Но сейчас министерство утверждает, что упоминание улицы Бруснева в пути следования было технической ошибкой, которая своевременно была исправлена.

В миндоре рассказали, что в декабре 2022 года измененный маршрут выставлен на открытый конкурс, но победитель не смог подтвердить наличие транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.

Тогда миндор провел «миниконкурс» (прим. законодательство позволяет) и с 22 марта 2023 года маршрут отдали перевозчику ИП Николаеву на 180 дней.

Обвинения подтвердились

Один из вопросов, заданных министерству, касался переброски автобусов с одного маршрута на другой, чтобы увеличить поток автобусов на «50-ке».

Но официально, перевозчик ИП Николаев обслуживает два маршрута в городе Ставрополе — № 10 и № 50. Еще два маршрута, которые упоминались ранее, числятся за другим юридическим лицом «Шпаковское ПАТП», но фактически это одни и те же управленцы.

«Осуществление перевозок по маршруту №50 данным перевозчиком не отразилось на качестве работы автобусов по маршруту №10 и их количестве в худшую сторону. Жалобы от пассажиров на работу автобусов маршрута №10 в министерство не поступали», — отчитались в ведомстве.

Отдельно собеседник отметил, что министерство проверило работу автобусов на маршруте № 50.

«Средний интервал движения составил 4 минуты. Установлено превышение предусмотренного реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Ставрополя максимально допустимого количества транспортных средств на маршруте», — сообщил собеседник агентства.

После чего ИП Николаеву в соответствии с Положением о муниципальном контроле на транспорте объявлено предостережение.

Кроме того, в его действиях министерство заметило признаки совершения административного правонарушения и направлено письмо в адрес МТУ Ространснадзора по СКФО для проведения проверки.

В ведомстве подчеркнули, что от перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городе Ставрополе, не поступала информация о падении пассажиропотока в связи с началом работы маршрута №50.

«Радость пассажиров временна»

Конечно, о внутренней кухне организации движения автобусов можно говорить много, что здесь нужно учитывать и мнение пассажиров.

Урбанист, член комиссии по развитию общественного транспорта при миндоре края Андрей Черняков пояснил, что маршрут №20 работает уже давно и пользуется популярностью у горожан и миндор для решения проблем с забитостью автобусов запустил №50.

Исходя из сложившейся ситуации, он предположил, что новый перевозчик планирует «убить» №20 и «Автоальянс», чтобы через полгода без главного конкурента выиграть уже на постоянное свидетельство №50.

«Ситуация с запуском пятидесятки некрасивая и нарушает всю логику и все те заявления, которые делал миндор по транспортной реформе. С одной стороны мы пытаемся уходить от дублеров, а с другой стороны тут же открываем другому маршруту нового дублера», — отметил Черняков.

Он также вспомнил подобные «посягательства» на маршруты №41 (прим. с помощью №21) и 8 (прим. с помощью №48) — маршруты все того же Николаева и Шпаковское ПАТП. И, судя по всему, такое может еще повторяться.

«Шпаковское ПАТП обслуживало маршрут №13 и получив свидетельство на №50, перевозчик одномоментно снял все автобусы с №13 и поставил их на новый. Нетронутым, судя по интервалам движения, только 48. На нем интервалы движения остались на прежнем уровне», — рассказал урбанист.

То, что число автобусов превышает все возможные пределы — вместо 28 автобусов на линии выходит до 50 автобусов, по мнению Чернякова, безусловно хорошо для пассажиров. Но эффект это временный, потому что такое попустительство может закончится реальными проблемами на маршруте №20. И вот тогда пассажиры будут недовольны, а у миндора станет на одну головную боль больше.

К слову, пока готовился материал, после запросов отправленных в разные ведомства на «50-ку» даже попытались провести облаву — Ространснадзор на одной из конечных остановок ловил тех, кто работает без карты маршрута и выписывал штрафы.

Но версии очевидцев расходятся. Одни говорят, что некоторые «50-ки» действительно не вышли сегодня на маршрут, а другие рассказывают, что они просто не доезжали до проверяемой конечной.

"