Posted 26 февраля 2023,, 06:29

Published 26 февраля 2023,, 06:29

Modified 26 февраля 2023,, 06:31

Updated 26 февраля 2023,, 06:31

Учительское побоище: почему в школах Ставрополья все больше конфликтов

26 февраля 2023, 06:29
Рост числа скандалов в школах может говорить о системных проблемах в образовании. Почему школа перестала быть сакральным местом, а учителя стали контейнерами для сброса негатива, рассказала корреспонденту NewsTracker кандидат психологических наук Татьяна Банщикова.

Нынешний год на Ставрополье начался с двух аналогичных скандалов, связанных с обвинением педагогов в рукоприкладстве. В январе об ударе учителем шестиклассника заговорили в кадетской школе Ставрополя, когда офицер-воспитатель хотел напугать расшалившийся класс нагайкой и, размахивая плеткой, случайно попал ею по ребенку.

И уже в феврале подобный сценарий развернулся на торжественной линейке в школе Михайловска. С одной только разницей — вместо нагайки были оскорбления директора школы, направленные в адрес забывших школьную форму учениц. К слову, сначала речь шла и о рукоприкладстве. Но, по словам детского омбудсмена Светланы Адаменко, предварительные результаты проверки показали, что, вопреки прозвучавшим обвинениям, девочек физически никто не трогал. Были только слова. Хотя и те зачастую бьют похлеще самых сильных ударов.

Многие педагоги не готовы к активности детей

В общем, российские школы снова лихорадит. И не только ставропольские. Интернет завален подобными историями из всех уголков нашей страны. В декабре 2022 года учитель математики ударила школьника в Самарской области, в Екатеринбурге в октябре того же года преподаватель ударил несовершеннолетнего студента по голове из-за телефона. В ноябре 2021 года московский школьник попал в больницу после драки с учителем ОБЖ.

Однако не отстает от старшего поколения и младшее, когда редкий урок обходится без провокаций и выложенных в социальные сети кадров с доведенным до бешенства учителем.

Дети, конечно, изменились — они стали свободнее. И проблема заключается в том, что многие педагоги оказались не готовы к такой активности детей, — говорит руководитель научно-образовательного центра психологического сопровождения личностно-профессионального развития СКФУ Татьяна Банщикова.

«Как ученый-исследователь могу сказать, что последнее время в обществе отмечается рост агрессивных проявлений. Как правило, это всегда обусловлено происходящими в обществе резкими социально-политическими, экономическими изменениями. Все это запускает ситуацию неопределенности, неуверенности в завтрашнем дне и повышает тревожность, стрессы, страх, с которыми люди справляются по-разному.

Одни пытаются выплеснуть внутреннее напряжение посредством активных действий — занятия спортом, участия в соревнованиях, походах, другие — копят негативные эмоции в себе. Но сжатая пружина имеет свойство разжиматься, тогда и происходит выброс во вне, на другого человека. Зачастую таким „громоотводом“, контейнером для выброса негативных эмоций выступают как дети, так и учителя», — рассуждает кандидат психологических наук.

Роль громоотвода

По словам нашей собеседницы, сегодня учитель абсолютно незащищен государством от негатива со стороны родителей и детей. Педагоги потеряли свой статус.

«Школа перестала быть сакральным местом. Учителя можно унизить, оскорбить. Банально, но у педагогов нет протокола, то есть прописанного порядка действий, как надо реагировать на случаи агрессивного поведения ребенка, что делать, если они видят конфликтную ситуацию, куда обратиться, если получают информацию о планируемом суициде или нападении. Учитель поступает так, как считает необходимым поступить в этой ситуации, но довольно часто это воспринимается как нарушение педагогической этики. Порою кажется, что в любой российской беде можно обвинить учителя», — замечает Татьяна Банщикова.

По ее словам, начался данный процесс не вчера.

«Если раньше у учителя был определенный вес и уважение в обществе, то сейчас многие родители уверены, что классные руководители, педагоги для их детей — обслуживающий персонал. Звонят по пустякам, в позднее время, отчитывают, общаются в приказном тоне. Причем все это происходит при детях, которые начинают подражать родительскому образцу поведения.

Дети начинают понимать, что педагог бессилен. На уроках они позволяют себе хамство, „сидят“ в телефонах, шумят, всячески провоцируют учителя, не подчиняются требованиям, не выполняют задания. Я абсолютно не оправдываю педагогов, которые кричат и тем более поднимают руку на детей, но и причины такого поведения в нас, в системе, которая давит на педагогов», — рассказывает эксперт.

В шорохе бумаг не слышно ребенка

А после называет еще один фактор для школьных трагедий — эмоциональное выгорание учителей.

«Сегодня педагог поставлен в условия многозадачности, причем все требования имеют жесткий дедлайн на их выполнение. Учителю сложно адекватно реагировать на расшалившийся класс, если в голове вертится, что к 15-ти часам нужно успеть сдать отчет Марье Ивановне, к 6-ти на педсовет, еще на столе стопка тетрадей непроверенных лежит, а тут школьники „очередное шоу“ устраивают. Вот и идет выплеск эмоций во вне — недопустимый, но понятный при немыслимом перенапряжении», — считает Банщикова.

Как и призывает не забывать, что подростки выбирают агрессию в 80% случаев, когда чего-то недопонимают.

Зачем дети провоцируют учителей

Для них это одна из лучших форм защиты своего «Я». И ситуация усугубляется еще тем, что границы «что такое хорошо и что такое плохо» — размыты. Все допустимо, все позволительно, — отмечает Банщикова.

Она еще раз подчеркивает, что ни о каких психических диагнозах речь не идет. Зачастую это особенности развития, законы детского сообщества. Дети часто совершают поступки, которые не всегда укладываются в общепринятые нормы поведения. И в этом случае нужно просто разговаривать с подрастающим поколением.

«Это была серьезная ошибка убрать из школы психологов или оставить одного на всю школу. У детей должна быть возможность прийти к специалисту, который, опять-таки, не занят заполнением вороха отчетов и не имеет физической возможности оказать индивидуальную поддержку ребенку.

Необходимо помочь учителям научиться понимать детей, слышать их потребность в уважении, признании, самореализации. Ведь в том же Михайловске кто-нибудь поговорил с девочками, спросил, что они хотели донести своим протестом против школьной формы? Если ребенок плохо ведет себя на уроке, красит волосы в радужный цвет, может таким способом он хочет что-то донести до взрослых?» — размышляет Банщикова.

Что делать

Исследовательница уверена, что если мы хотим наладить диалог между школьниками и учителями, нужно учиться слышать и понимать друг друга.

Мир изменился. И, повторюсь, если раньше учитель был непререкаемым авторитетом и единственным источником знаний, сейчас есть Интернет, репетиторы. Поэтому новое время требует от педагогов не только новых знаний, но и готовности создавать положительный климат в классе. Не просто диктовать список требований детям, а обсуждать, почему это нужно и важно, советоваться с ребятами, то есть грамотно сопровождать ребят во взрослую жизнь. И, конечно, сопровождение должно проходить без пинков и затрещин, — подчеркивает Татьяна Банщикова.
"