О «Мельнице Кащенко»
Как указывается в решении суда, «Ансамблем зданий „Мельница Кащенко“ в Управлении по сохранению объектов культурного наследия Ставропольского края заинтересовались после того, как получили заявление от Асатрян Р. А. В заявлении шла речь о включении ансамбля в единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Была создана специальная комиссия, которая обследовала объект, изучила архивные источники. По итогу был составлен акт, из которого следует, что проживавший в этих местах купец Ляскин в 1905 году продал Александру Кащенко мельницу с тремя вальцевыми станками, приводящимися в действие водяным колесом.
Кащенко расширил производство. Он построил помещения для котельной, паровой машины, для хранения и предварительной обработки зерна, проложил железнодорожную ветку к мельнице. Строительством занималась ирландская компания, оборудование в основном закупали в Швейцарии и Германии. Всего здесь установили 20 вальцевых станков, 14 рассевов и 12 круповеек.
В конце сентября 1908 года мельница выдала первую продукцию. С нее получали 150 тонн муки в сутки на 12-сортном помоле. Здесь также построили элеватор.
Фирма «В. М. Кащенко и Сыновья» приобрела широкую известность на Кавказе и за его пределами. Мельница стала крупнейшей на Северном Кавказе. Комбинат работал непрерывно даже во время Великой Отечественной войны. Однако в 90-х годах мельница перестала работать.
«Вновь запустили предприятие в двухтысячных. Сейчас это действующий „Незлобненский комбинат хлебопродуктов“ с современным оборудованием», — говорится в решении суда.
На стороне истории
Управлении по сохранению объектов культурного наследия региона установило историко-культурную ценность ансамбля и издало приказ о включении его в перечень объектов культурного наследия в марте 2022 года.
Предприниматель Валерий Голышевский обратился в суд, чтобы приказ признали недействующим. В частности, он пояснил, что приказ принят преждевременно, без экспертного обоснования.
Ставропольский краевой суд отказал в удовлетворении иска. Его решение предприниматель обжаловал в апелляционной инстанции.
Так, Голышевский ссылался на то, что необходимо провести комплексную историко-культурную экспертизу, чтобы подтвердить соответствующую значимость ансамбля.
Предприниматель указал, что с 3 апреля 2017 года является собственником спорных объектов. По мнению истца, приказ нарушает его интересы как владельца, препятствует эксплуатации здания, обязывает его восстановить ансамбль, благоустроить прилегающую территорию, что требует значительных материальных затрат.
Апелляционный суд оставил в силе решение краевого суда, указав со ссылкой на Конституцию страны, что «ограничения права собственности могут вводиться федеральным законом, если только они необходимы для защиты других конституционно значимых ценностей».
«Собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять требования Федерального закона „Об объектах культурного наследия памятниках истории и культуры“ по содержанию и использованию объекта культурного наследия», — говорится в решении.
Кроме того, суд не нашел оснований для назначения по делу судебной комплексной историко-культурной экспертизы.
Предприниматель обжаловал апелляционное определение в кассационный суд.
В беседе с корреспондентом NewsTracker Сергей Голышевский, сын предпринимателя, сообщил, что от исторического здания ничего почти не осталось.
«Часть зданий была разрушена в советское время, часть в 90-е годы. Там все залито бетоном», — сказал он.
Начальник отдела правовой работы Управления по сохранению объектов культурного наследия Александр Терещенко сообщил корреспонденту NewsTracker, что в настоящее время мельница включена в перечень выявленных объектов культурного наследия на основании результатов обследования рабочей группы. Включение ансамбля в этот перечень — мера, позволяющая сохранить объект, пояснил собеседник.
«В течение одного года объект должен обследовать государственный эксперт, после чего укажет в решении, будет ли он включен в реестр объектов культурного наследия. А пока надо предотвратить его разрушение», — указал Терещенко.