Работа общественного транспорта за последний год вызвала множество вопросов. Причем горожан зачастую интересовало даже не то, как подорожает проезд в Ставрополе, а будут ли вообще ездить автобусы. Причина — проведенные в начале 2022 года конкурсы по определению новых перевозчиков на городских маршрутах.
Аукционы обернулись грандиозным скандалом. Ряд предпринимателей обвинил организатора торгов — министерство дорожного хозяйства и транспорта — в нарушениях и подтасовках. В связи с чем были периоды, когда никто не знал, выйдут новые перевозчики на маршруты.
В течение года Миндору приходилось заново выставлять на торги «брошенные» маршруты и буквально на ходу определять новых перевозчиков.
Сейчас, год спустя после тех событий, ситуация в Ставрополе более или менее устаканилась. Но и сейчас в соцсетях нет-нет да появляются жалобы горожан на неудовлетворительную работу общественного транспорта.
NewsTracker обратился в министерство за разъяснениями о том, как изменится стоимость проезда в 2023 году в Ставропольском крае, и что вообще ожидает сферу общественного транспорта. И вот что нам ответили.
Как известно, все маршруты общественного транспорта делятся на перевозки по регулируемым и нерегулируемым тарифам. Названия говорят сами за себя: на первых тарифы устанавливаются и контролируются государством, на вторых — определяются самими перевозчиками.
Регулируемых тарифов на Ставрополье немного. К ним относятся четыре городских автобусных маршрута в Ставрополе — № 10 «ул. Коломийцева — СТ „Электрон“», № 13 «ЖК „Белый город“ — 12-й км», № 14 «566-й квартал — ул. Селекционная» и № 46 «ЖК „Олимпийский“ — ул. Атаманская». Кроме того, регулируемыми остаются все троллейбусные маршруты в Ставрополе и трамвайные — в Пятигорске.
Перевозки по вышеуказанным маршрутам осуществляются с применением тарифов, установленных региональной тарифной комиссией Ставропольского края. Министерство не планирует в ближайшее время обращаться в региональную тарифную комиссию с инициативой повышения тарифов на проезд по перечисленным маршрутам, — сообщил заместитель министра транспорта Борис Борисов.
Перевозки по всем остальным муниципальным маршрутам в Ставрополе, Пятигорске и других городах и селах, а также по межмуниципальным (междугородним) маршрутам в регионе не регулируются государством в плане установления тарифов. То есть цены на проезд на всех этих маршрутах устанавливают сами перевозчики.
Значит ли это, что предприниматели могут поставить вообще любую плату по собственному усмотрению? Не совсем так.
В 2022 году жители Ставрополья, пользующиеся общественным транспортом, несколько раз сталкивались с тем, что водители вывешивали в салонах автобусов объявления о повышении стоимости проезда с такого-то числа. Каждый раз такие сообщения вызывали бурю негодования. И каждый раз министерство дорожного хозяйства и транспорта уверяло, что принимает меры по недопущению повышения стоимости проезда. В некоторых случаях этого действительно удавалось избежать.
Как рассказали NewsTracker в Миндоре, перевозчики не могут просто так взять и изменить тарифы.
Перевозчики при осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам обязаны не менее чем за 30 календарных дней до даты введения в действие новых тарифов при увеличении стоимости уведомлять министерство письменно, а пассажиров — путем размещения соответствующей информации в начальном, промежуточном и конечном остановочном пунктах по муниципальным маршрутам, а также в салонах транспортных средств, — сообщили в ведомстве.
Но и после этого перевозчику могут не дать поднять плату за проезд. Дело в том, что оператор маршрута еще должен обосновать, почему он собирается повысить плату. Это может быть связано, например, с резким ростом цен на топливо, подорожанием запчастей и техобслуживания и т. д.
В прошлом году перевозчики чаще всего мотивировали необходимость повышения цен на проезд санкциями: мол, из-за происходящего в стране цены на запчасти взлетели до небес и обслуживание автопарка подорожало. Покрыть возрастающие расходы перевозчики планировали за счет пассажиров.
Министерство может самостоятельно проверить, насколько обоснованы аргументы перевозчиков. Кроме того, ведомство может обратиться в Федеральную антимонопольную службу с просьбой провести дополнительную проверку.
Как сообщал NewsTracker, в январе 2023 года перевозчики по 14 маршрутам — четырем городским и десяти междугородним — обратились в Миндор с уведомлениями о намерении изменить тарифы в конце января — феврале. В ведомстве сообщили, что будут изучать эти заявки.
А вот кого проблемы повышения тарифов на общественном транспорте не волнуют, так это льготников. В Ставрополе право на компенсацию стоимости проезда по межмуниципальным маршрутам имеют студенты из малоимущих семей, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий, члены погибших (умерших) инвалидов войны, несовершеннолетние узники концлагерей и некоторые другие категории.
В министерстве дорожного хозяйства и транспорта сообщили, что вопросами предоставления льготна проезд по муниципальным маршрутам занимаются органы местного самоуправления. В частности, в Ставрополе и Пятигорске такие льготы могут устанавливать городские думы.
Предоставлением льгот на проезд по междугородним маршрутам занимается министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края.