Posted 15 ноября 2022,, 13:07

Published 15 ноября 2022,, 13:07

Modified 15 ноября 2022,, 13:09

Updated 15 ноября 2022,, 13:09

Достается более слабым? Психолог о гибели школьника в потасовке на Ставрополье

15 ноября 2022, 13:07
На минувшей неделе Ставропольский край был шокирован закончившейся смертью школьной дракой в станице Барсуковская Кочубеевского округа. Психолог Ирен Штайн поделилась своим мнением о произошедшем.

Инцидент начался с того, что 15-летний мальчик нарисовал что-то мелом на своем сверстнике, что в итоге завершилось потасовкой. Однако в ее ходе школьник, на котором рисовали мелом, настолько сильно пережал солнечную артерию одноклассника, что тот скончался. «Скорая помощь» полтора часа пыталась спасти жизнь ребенка, но безуспешно. Теперь делом занимается Следственный комитет.

Сложно судить о причине данного инцидента, так как пока не ясно, как именно он произошел и что ему предшествовало. С уверенностью можно сказать одно: подростковый возраст — важный и в то же время сложный этап формирования личности. В пубертатный период подростки часто бывают несдержанными, эмоциональными и пока не умеют управлять собственной агрессией в силу банальных физиологических причин. Но, помимо физиологии, на поведение подростка влияют семья и среда. Агрессивное поведение получает подкрепление, если ребенок становится частым свидетелем ссор между родителями или же домашнего насилия. Так как на обстановку в семье он повлиять не может или опасается, происходит смещение объекта агрессии на более доступный — животное, младший ребенок, более слабый одноклассник и так далее.

Но однозначно обвинять родителей не стоит — помимо семейного «климата» важно знать, с кем общался подросток, чем увлекался, кому пытался подражать, не был ли он жертвой школьной травли. Грань между обычной дракой и убийством очень тонка, и часто зависит от случая, а не от умысла: не рассчитал силу в запале — и рядовой инцидент становится трагедией. А вот был ли умысел в действиях школьника, разберется следствие.

Разумеется, общественная напряженность и милитаризация оказывает немалое влияние на поведение подростков. В 2014 году я была свидетелем того, как донецкие дети играли в «войнушку», где сторонами были ополченцы и «укропы», а в ходе самой игры присутствовал расстрел. Если даже вполне сформировавшиеся взрослые впадают в депрессию или панику после регулярного просмотра новостей (о чем свидетельствует небывалый рост продаж антидепрессантов), что можно говорить о детях, воспринимающих происходящее куда более глубоко и эмоционально? Страх за воюющих родных, переживание гибели кого-либо из знакомых, подростковое «полярное» восприятие мира (черное-белое, свой-чужой) может обозлить ребенка, толкнуть на поиски «врага», и, если таковой будет найден, последствия могут быть печальными.

Профилактика подростковой агрессии — одна из основных задач школьных психологов. Необходимо проводить регулярный скрининг психоэмоционального состояния учеников и работать с теми детьми, результаты тестирования которых хоть сколько-нибудь настораживают. Да, объем работы большой, но если отнестись к данному вопросу халатно, жди не только драк разной степени тяжести, но и «колумбайнов».

Однако школьный психолог один в поле не воин. Многое зависит и от родителей, которым в переходный возраст следует работать как хорошему барометру и своевременно реагировать на изменения настроения и поведения подростка. Вот только реакция должна быть правильной — разговор по душам вместо запретов и угроз, совместный досуг вместо вторжения в личное пространство либо обесценивания проблем, ну и, конечно же, запись к специалистам, если не получается справиться самостоятельно.

"