Posted 28 сентября 2022,, 11:09
Published 28 сентября 2022,, 11:09
Modified 16 октября 2022,, 19:28
Updated 16 октября 2022,, 19:28
а также поговорил с экспертом и силовиками, которые по-разному объяснили, чем вызваны такие настроения в регионе.
«Слишком много призывников»
Недовольства ходом частичной мобилизации начали публиковать в дагестанских каналах почти сразу же после обращения президента и первых заявлений представителей Госдумы и Минобороны, 21 сентября. Примерно в тот же период в сети стала распространяться информация о 13 тысячах призывников, которых якобы планируют мобилизовать в Дагестане.
И буквально уже на следующий день в различных пабликах дагестанского сегмента появились первые призывы к антимобилизационным митингам. Подобных сообщений с каждым днем становилось все больше и больше, и уже 25 сентября в селе Эндирей прошла первая крупная стычка правоохранителей и протестующих, которые перекрыли трассу на Хасавюрт. Собравшиеся требовали отменить частичную мобилизацию, а среди прочих требований и лозунгов прозвучала фраза «У нас и так слишком много призывников!».
Кроме того, масла в огонь подлила информация из соседней Чечни, которую накануне озвучил ее глава Рамзан Кадыров. Он в своем Telegram-канале заявил, что в республике план по мобилизации перевыполнен на 254% и что никого, кроме профессиональных военных и сотрудников силовых структур, отправлять в зону СВО не будут. Перекрывшие трассу потребовали от руководства Дагестана и переговорщиков, которые примерно через час после начала митинга приехали на место, «сделать так же, как в Чечне» и вернуть домой тех, кого уже отправили на призывные пункты.
Несмотря на внушительное число собравшихся (их количество по примерным оценкам составило порядка 300 человек) и даже небольшую потасовку с полицейскими, примерно через два часа толпа была разогнана. Как утверждают очевидцы, силовики задержали не менее 10 человек. В свою очередь в МВД Дагестана эту информацию опровергли.
Хасавюрт и Махачкала
Однако на этом протесты не закончились. Еще во время митинга в Эндирее некоторые Telegram-каналы стали публиковать информацию о проведении такой же акции в Махачкале и Хасавюрте. И буквально через два часа после постов возле кукольного театра Махачкалы и центральной площади Хасавюрта появились первые недовольные мобилизацией, преимущественно женщины. Позже к протестующим начали присоединяться мужчины, которые вели себя агрессивно и провокационно, например, выражались нецензурно в отношении сотрудников полиции, а в некоторых случаях провоцировали их на драку. По крайней мере так звучит официальная версия МВД республики, озвученная корреспонденту NewsTracker.
В свою очередь митингующие заявляли о грубом отношении к женщинам, некоторые из которых были, по их словам, избиты. На видеороликах из соцсетей действительно можно увидеть, что силовики наносят удары, в том числе и резиновыми дубинками, и применяют другую физическую силу. Некоторые участники потасовок позже расскажут местным журналистам о серьезных ушибах и даже сотрясении мозга у некоторых из пострадавших. Спустя лишь четыре часа правоохранители смогли разогнать митингующих и то после того, как на место прибыли росгвардейцы.
Примерно по тому же сценарию разворачивались события и в Хасавюрте, лишь с тем отличием, что стычек с полицией было меньше, а Росгвардия не принимала участия в разгоне демонстрантов. Объединяет оба эти митинга то, что в обоих случаях звучали примерно одни и те же лозунги, написанные как будто под копирку, что натолкнуло некоторых на предположение об общей координации протестов.
«Скрываются за границей»
К подобному мнению пришли и источники NewsTracker в силовых ведомствах СКФО. По словам сразу нескольких человек, занимающихся кибербезопасностью, все указания протестующим поступали от людей «скрывающихся за границей». Так, один из собеседников пояснил, что в ходе анализа соцсетей и Telegram-каналов, на которых появлялась информация о проведении антимобилизационых акций, выяснилось, что их организаторы находятся за пределами России и имеют то или иное отношение к исламистским и радикальным течениям, запрещенным в Российской Федерации.
«То, что происходит в Дагестане, идет из-за границы. Помимо того, некоторые каналы и группы уже засветились: их админы находятся в Киеве и туда донатилась куча денег. Подключились такие группы как 1ADAT (запрещена в России, — прим. редакции), ичкерийские группы всякие, Абу Умар Саситлинский, Абдулла Костекский (они разыскиваются в России по террористическим статьям, — прим. редакции). И возникает вопрос — почему эти группы ичкерийские модерируют лица, сбежавшие из России, их родственники, которые воду мутили в 90-х в самой Чечне, кто напал на Дагестан в 99 году и почему эти товарищи лезут в Дагестан и пытаются расшатать умы молодежи, подталкивают их к противоправным деяниям, которые подпадают под УК?» — пояснил собеседник.
И это, действительно, похоже на правду. Если проследить содержание материалов, которые публиковались в пабликах, призывавших к акциям протеста до 21 сентября и после, то можно увидеть существенную разницу. Так, один из них, в основном, размещал на своей странице выдержки из Корана и постил фото природы, но 24 сентября вдруг резко поменял специфику сообщества на антироссийскую, а записи стали резко радикальными и даже с русофобскими призывами. Другие же каналы были созданы буквально накануне митингов, но при этом всего за одну ночь набрали несколько тысяч подписчиков, а их рекламу стали давать другие «многотысячники» из Дагестана.
Реакция властей
На протяжении трех протестных дней официальные лица Дагестана почти никак не комментировали происходящее, что отмечают многие как в регионе, так и далеко за его пределами. Так, глава республики Сергей Меликов лишь вечером 26 сентября в своем Telegram высказался по поводу митингов и призвал дагестанцев не поддаваться на провокации.
«Стравливая дагестанцев, они (провокаторы) пытаются накалить обстановку внутри страны, старательно отрабатывая полученные от иностранных спонсоров деньги. Отвратительно, что в этой нечестной игре они используют эмоции людей, которые переживают за своих близких. Ещё раз призываю всех не поддаваться на провокации и не становиться жертвами информационной войны», — говорится в сообщении.
В МВД республики также не спешат давать какую-либо информацию. За последние три дня в официальном Telegram-канале ведомства, который обычно очень активно ведется, не появилось ни одного сообщения, касающегося протестных акций. Подобная ситуация и на сайте министерства. Корреспондент NewsTracker несколько раз пытался узнать о ситуации в республике в эти дни, но в пресс-службе объясняли, что официальное заявление готовится, будет дано в ближайшее время, чего так и не было сделано.
При этом в сети появляется все больше видео и фото, на которых можно увидеть задержания участников митингов, в том числе и довольно жестких. Никак не комментирует МВД и информацию о 300 задержанных, которую озвучивают жители Дагестана. По их словам, многие до сих пор не знают, где находятся их родственники, в том числе и подростки. На фоне этого лишь министр по делам молодежи Дагестана Камил Саидов сегодня у отделения РОВД по Советскому району Махачкалы встретился с родителями и родными задержанных в ходе несанкционированных митингов. В разговоре с ними он заявил, что «все протесты координируются из вне» и обвинил родителей молодых людей в том, что «они понятия не имели, что их дети участвуют в митингах».
«Чиновники не понимают людей»
В разговоре с корреспондентом NewsTracker директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев указал, что ситуация гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Помимо возможного участия каких-то внешних сил, огромное значение имеют и обстоятельства, которые годами складывались внутри республики.
«Вы понимаете, здесь все очень сложно. Кавказ — очень сложный регион. Налицо, во-первых, сильное классовое неравенство в республике. Здесь разница между людьми очень большая, так как один может ездить на маршрутке, а другой на машине за десятки миллионов. И если где-то в Москве, где заработки огромны, у людей не возникает вопросов, откуда у тебя такие деньги, то здесь все прекрасно знают, что чей-нибудь чиновничий сын наслаждается жизнью и ведет себя как хочет, а ты сводишь концы с концами. Во-вторых, клановость, которую никуда не денешь. И люди это прекрасно понимают. Так вот эти два фактора пугают людей, они боятся за своих родных и переживают, что их могут отправить в зону СВО, а чей-то сын, того же депутата, останется здесь. Классовое неравенство заставляет людей сопротивляться неизвестному. Чиновники не понимают людей», — пояснил эксперт.
При этом он отметил, что все же не стоит отметать версию о влиянии извне. «Наверняка есть силы, которые хотят раскачать ситуацию в регионе и думают, что справятся с республикой лучше, чем действующее руководство. Однако, стоит понимать, что протесты без какого-то явного лидера, что сейчас и происходит в Дагестане, — это очень плохо. Не с кем договориться, обсудить что-то. А толпа неуправляема. Если в ближайшее время власти не предпримут решительных шагов, то ситуация окончательно может выйти из-под контроля, и тогда одним из вероятных шагов по урегулирования останется лишь силовое воздействие», — пояснил эксперт.
На данный момент, судя по сообщениям из открытых источников, ситуация в Махачкале и других городах Дагестана нормализовалась: 27 на акции вышло значительно меньше людей, которые быстро разошлись. Однако в сети вновь стали появляться призывы к массовым волнениям сразу в нескольких районах республики.