Posted 24 июня 2022, 18:03
Published 24 июня 2022, 18:03
Modified 16 октября 2022, 19:12
Updated 16 октября 2022, 19:12
В России принят закон о параллельном импорте. Это значит, что импортные товары компаний, ушедших с отечественного рынка, теперь можно будет ввозить без разрешения производителей. Тем самым власти пытаются показать, что, несмотря на санкции и отказ зарубежных производителей работать с РФ, для российских потребителей не все еще потеряно. И покупать привычные iPhone и кока-колу россияне смогут и дальше. Но это не так.
«Новые Известия» с экспертами подробно объясняют, почему параллельный импорт не будет работать или будет работать плохо. И если с простыми товарами, такими как одежда или некоторые продукты питания, импорт без разрешения правообладателей еще возможен, то в случае со смартфонами, автомобилями и крупной бытовой техникой все гораздо сложнее.
По словам соучредителя группы компаний «СЛК» Дмитрия Аржаных, основной трудностью с ввозом бытовой техники и электроники станет сертификация. Ею должна заниматься компания, которая ввозит товар в Россию. И это не обязательно сам производитель. Сертификация стоит дорого и проводится долго. Все это придется оплачивать конечному покупателю. Таким образом «параллельно-импортные» товары сильно подорожают.
Если речь идет об iPhone, то тут покупатели и вовсе могут остаться у разбитого корыта. Точнее с разбитым экраном. Дело в том, что с уходом компании из России перестают действовать официальные дилерские центры. А значит, сделать ремонт сломавшегося устройства официально будет нельзя. Придется либо доверять кустарным ремонтным конторам, либо выбрасывать iPhone.
Еще сложнее дела обстоят с новыми зарубежными автомобилями. Несмотря на закон о параллельном импорте, ввезти в Россию партию иномарок по-прежнему будет нельзя. По словам вице-президент Национального автомобильного союза Антона Шапарина, импорт автомобилей без сертификата от производителя в России и во всем Таможенном союзе прямо запрещен.
«У нас не легализован параллельный импорт автомобилей и запчастей, у нас прямо запрещен техрегламентом Таможенного союза ввоз автомобилей партиями. Для этого нужно получить одобрение типа транспортного средства, а получить его может только правообладатель, больше никто. Поэтому параллельного импорта автомобилей в РФ нет и не будет», — сказал Шапарин.
Россиянам останется лишь по старинке самостоятельно завозить подержанные автомобиле через несколько границ и гнать их домой. Но такой способ не удовлетворит спроса в 800 тысяч новых машин ежегодно.
Кроме того, все эти сложности непременно приведут к взрывному росту коррупции, уверены эксперты. Взятки будут брать везде — на границе, в проверяющих органах и сертифицирующих учреждениях.
Одним словом, так лелеемый властями параллельный импорт нынешних проблем бизнеса не решит, а вот новые создать сможет.