Posted 1 апреля 2022, 08:21
Published 1 апреля 2022, 08:21
Modified 16 октября 2022, 19:09
Updated 16 октября 2022, 19:09
От правительства Ставрополья истцы требовали пересмотреть нормативы, которые заставляют предпринимателей до 10 раз переплачивать за вывоз мусора. Судебный процесс продолжался больше года. По мнению Кудриной, суд отклонил иск, не желая разобраться в этом крайне сложном вопросе.
Основная проблема в том, что регоператоры рассчитывают стоимость своих услуг по утилизации мусора, опираясь на нормативы. Реальные обороты мусора неизвестны.
План по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) действует на Ставрополье с 2019 года. Перед запуском мусорной реформы власти должны были провести исследования — замерить реальное образование мусора в магазинах, офисах, в жилых домах. Тогда нормативы были бы ближе к реальности, отметила Кудрина.
Вместо сложных замеров и экспертиз власти края выбрали более простое решение — теоретический расчет. Цифры, полученные в правительственных кабинетах, теперь заставляют малый и крупный бизнес переплачивать до 10 раз за вывоз мусора.
По оценкам Кудриной, сейчас предприниматели по цене кубометров мусора оплачивают «смёты помещений» (минимальные отходы). Более крупные отходы предприниматели давно научились сортировать и отправлять на вторичную переработку, чтобы дополнительно на этом зарабатывать.
«Предприниматели образуют очень мало ТКО. К таким отходам относится в основном мелкий бытовой мусор. Упаковочные материалы (пленку и коробки) предприниматели не отправляют в мусорный бак — это потом продают. К ТКО не относятся пищевые отходы, стекло, пластик, стройматериалы, отходы промышленных предприятий, медучреждений. Такими отходами занимаются специализированные компании. Поэтому объем [отходов], который регоператор заявляет в счете, его невозможно образовать», — объясняет Кудрина.
По ее расчетам, реальные объемы мусора, который вывозят регоператоры, в 20-30 раз меньше нормативов. Поэтому справедливая стоимость услуг по вывозу ТКО для предпринимателей в среднем в 10 раз ниже, чем приходится платить сейчас.
Проблема с отчетностью региональных операторов лежит на поверхности. Рассчитать объемы переплат возможно по статистическим данным, не выезжая на полигон, считает Кудрина.
Она приводит свои расчеты по полигону в селе Нижнерусское. Заявленная предельная мощность сортировки на этой площадке порядка 400 тысяч тонн мусора год. Регоператор, который возит сюда отходы (по данным открытых источников, здесь работает ООО «Эко-Сити»), отчитывается примерно о 50%-ной загрузке (249 тысяч тонн).
«По отчетам регоператора получается, что полигон отсортировывает 15 мусоровозов в час (или около 87 тонн). Это физически невозможно. Самый мощный сортировочный комплекс в Финляндии сортирует 250 тонн в месяц», — приводит свои расчеты Кудрина.
Простая арифметика показывает, что на одном только Нижнерусском полигоне (при среднем тарифе 879 рублей за тонну отходов) регоператор зарабатывает около 250 миллионов рублей.
Другой способ выявить приписки в отчетах регоператора — сравнить объемы сортировки с отчетностью по энергопотреблению на мусоросортировочных станциях. Данными владеют энергосбытовые компании. Запрашивать эту информацию судья не стал.
На суде активисты также предлагали составить статистику реальной отгрузки мусора на полигонах с помощью трекинга по системе ГЛОНАСС. Однако в этом требовании истцам отказали.
В апреле активисты планируют подавать апелляцию, чтобы обжаловать решение суда.