Posted 28 марта 2022, 10:25

Published 28 марта 2022, 10:25

Modified 16 октября 2022, 19:08

Updated 16 октября 2022, 19:08

Связанные одной цепью поставок. Какие компании Ставрополья больше страдают от санкций

28 марта 2022, 10:25
Самые строгие в истории России санкции ударят по всем отраслям. Но некоторые сферы почувствуют последствия быстрее и сильнее. NewsTracker выяснил, какие предприятия Ставрополья больше других потеряют от экономических мер воздействия.

Санкции, которые начали вводить месяц назад, могут запустить в России полноценный экономический кризис с непредсказуемыми последствиями. Новая волна экономических мер, принятая ведущими западными державами, оказалась самой жесткой за последние годы. И если после 2014 года в России надеялись избежать худших последствий при помощи импортозамещения, то сейчас отечественной экономике, похоже, могут не помочь даже ростовский хамон и подмосковный пармезан.

Кто самый импортозависимый

Больше всего из-за введения западных санкций пострадают фармацевтическая и химическая промышленности. Такие данные содержатся в исследовании, которое на днях опубликовал Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Авторы доклада изучили, насколько отрасли зависят от импорта зарубежных материалов и технологий и составили рейтинг отраслей, наиболее подверженных «влиянию извне».

Кроме производства лекарств и химии, в этот список вошли: автомобилестроение и авиастроение, производство резиновых и пластмассовых изделий, оказание профессиональных, научных и технических услуг, здравоохранение.

Так, в фармацевтике почти половина всей продукции в конечном потреблении — 48,2% — приходится на импорт. Доля в промежуточном потреблении — 22,3%. Это значит, что пятая часть всех компонентов для производства лекарств в России тоже ввозится из-за рубежа.

В химической промышленности на конечное потребление приходится 44,7% импорта, на промежуточное — 8,9%. В производстве транспортных средств 32,2% продукции конечного потребления — это импорт. То есть треть всех автомобилей, которые продаются в стране, ввозится из-за рубежа. А вот на импортные детали приходится 10,3%.

Высокий процент импорта в бумажной отрасли — 19,9% конечного потребления. В промежуточном потреблении — 10,4%. Этим объясняется резкое подорожание офисной бумаги в последние дни. Сообщают, что пачка бумаги А4 выросла в цене в 3-5 раза из-за прекращения поставок хлората натрия из Финляндии — это вещество используется для отбеливания бумаги.

И таких неочевидных для обывателя последствий санкций множество: прекращение импорта даже одного, но важного компонента в цепочке производства приводит к масштабному сбою во всей отрасли. Например, экономисты ЦМАКП среди наиболее ощутимых последствий санкций в последние дни называют прекращение ввоза полупроводников из Тайваня. Крупнейший производитель компания TSMC, которая занимает более 50% мирового рынка полупроводников, отказалась продавать свою продукцию в России. И это тут же ударило по производству электроники и автомобилей.

Так устроены современная мировая экономика и производство — обрыв одной цепочки поставок оборачивается коллапсом всей индустрии.

«Чувствительными последствиями выступают затруднение доступа к импортным сырью, материалам и комплектующим в фармацевтике (субстанции) и авиастроении (двигатели для магистральных лайнеров, авиакомпоненты), трудности с контрактацией нефти (скидка на закупку нефти сорта Urals уже достигает 30 долларов за баррель), отказ крупнейших мировых контейнерных линий и европейских портов от работы с российскими грузами, временные приостановки отгрузки продукции из-за пересчета цен и логистических проблем, повышение вероятности скупки Китаем значимых активов в российской экономике», — говорят авторы доклада ЦМАКП.

А что на Ставрополье?

Практически все отрасли, которые эксперты ЦМАКП называют наиболее пострадавшими от санкций, представлены на Ставрополье. Так, в регионе зарегистрированы семь организаций, занимающихся производством лекарств и субстанций для фармацевтики. Крупнейшие из них — это предприятие НПО «Аллерген», научно-производственный концерн «Эском» и АО «Биоком».

НПО «Аллерген» занимается производством антитоксических сывороток, вакцин, препаратов для лечения дисбактериоза, диагностики венерических заболеваний и ампулированных готовых лекарственных средств. Предприятие входит в АО НПО «Микроген», которая в свою очередь подчинена АО «Национальная иммунобиологическая компания» («Нацимбио») госкорпорации «Ростех».

С начала введения нового пакета санкций ни «Нацимбио», ни «Микроген» ничего не сообщали о проблемах с поставками или производством на ставропольском предприятии.

Концерну «Эском» проблем хватает и без санкций. На предприятии с июля 2021 года введено внешнее управление в рамках процедуры банкротства. Несмотря на финансовые проблемы, предприятие продолжает функционировать. Компания позиционирует себя как «крупнейший производитель инфузионных растворов» в России. Более 80% выпускаемых заводом препаратов входят в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Это растворы для инфузий и инъекций, а также средства для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, противовоспалительные, противоревматические, ноотропные препараты, регуляторы метаболизма, антигистаминные средства и другие.

На сайте «Эском» говорится, что компания закупает полипропилен, полистирол, полиэтилен и другие упаковочные материалы, субстанции для изготовления препаратов, микробиологические принадлежности и среды для лабораторий, химреактивы. Кроме того, предприятие зависит от поставок лабораторного оборудования, электроники, промышленного оборудования, стеклотары и прочего. Какая доля закупок концерна приходится на импортную продукцию, неизвестно.

Завод «Биоком» был основан в Ставрополе в 1991 году. Предприятие входит в группу «Биннофарм», к которой относятся также крупные фармацевтические производства: «Синтез» в Кургане и три предприятия в Московской области. На сайте группы говорится, что акционерами компания выступают АФК «Система» (75,3%), ВТБ Капитал (11,2%), РФПИ и соинвесторы (12,5%). Головная компания Ristango Holding Limited зарегистрирована на Кипре.

«В настоящее время руководство общества производит анализ возможных воздействий изменяющихся микро- и макроэкономических условий на финансовое положение и результаты деятельности общества. Общество не располагает информацией о введении каких-либо санкций, направленных на общество, его дочерние компании или членов менеджмента в связи с санкциями, недавно введенными ЕС, США, Великобританией и некоторыми другими странами. Менеджмент сосредоточен на обеспечении непрерывности работы и считает, что предпринимает надлежащие меры по поддержанию экономической устойчивости общества», — говорится в годовой бухгалтерской отчетности компании.

В документе отмечено, что данные события могут повлиять на деятельность российских компаний из различных отраслей.

Химия — наше все

На втором месте по зависимости от импорта среди отраслей — химическая промышленность. США, ЕС и Япония в числе последних экономических санкций запретили экспорт оборудования для нефтепереработки и нефтехимии в Россию. По прогнозу экспертов ЦМАКП, это скажется на планах по модернизации российских нефтеперерабатывающих заводов и затормозит развитие нефтехимической отрасли в целом.

По данным министерства энергетики, промышленности и связи Ставрополья, по состоянию на 2018 год, предприятия химической промышленности давали 74,4% годового объема в обрабатывающих производствах края. В отрасли работали 112 организаций, в которых было занято 6,5 тысячи человек.

«В данном виде экономической деятельности в разрезе обрабатывающих производств отмечается наибольший объем инвестиций в основной капитал, который в 2018 году составил около 6,9 млрд. рублей или около 44,3% от общего количества инвестиций в обрабатывающие производства», — сообщили в Минпроме региона.

Крупнейшими химическими производствами края являются АО «Невинномысский Азот», ООО «Ставролен» и АО «Арнест».

Предприятие «Невинномысский Азот» входит в АО «Минерально-химическая компания „Еврохим“», которая в свою очередь подконтрольна швейцарскому EuroChem Group AG. Группа позиционирует себя как ведущий мировой производитель удобрений. Компания активно присутствует на международном рынке. И санкции затронули деятельность холдинга самым непосредственным образом.

Сразу две ключевые фигуры холдинга — владелец компании Андрей Мельниченко и главный исполнительный директор Владимир Рашевский — попали в санкционные списки. После этого они покинули свои посты, чтобы не быть формально связанными с «Еврохимом».

«EuroChem Group AG объявляет о том, что Андрей Мельниченко покинул пост независимого директора в Совете директоров, а также перестал быть бенефициаром группы с 9 марта 2022 года. Данное решение последовало после включения Андрея Мельниченко в санкционный список ЕС и было направлено на продолжение деятельности „ЕвроХима“, чтобы иметь возможность снабжать минеральными удобрениями своих потребителей и клиентов в агропромышленном секторе на международном уровне и обеспечивать продовольственную безопасность во всем мире», — сообщили в компании.

Через неделю пресс-служба распространила такое же сообщение относительно Владимира Рашевского. Как подействуют санкции на работу российских предприятий холдинга — в пресс-службе не уточняют.

Не говорят о влиянии экономических мер и в крупнейшей российской компании — производителе аэрозолей, АО «Арнест». Компания существует с 1992 года. Она была создана на базе основанного в 1971 году Невинномысского завода бытовой химии. Владельцем является Алексей Сагал. По итогам 2021 года «Арнест» был признан «лучшим экспортером России».

«В 2021 году АО „Арнест“, будучи лидером продаж аэрозолей в России и странах СНГ, продолжило наращивать масштабы экспортной деятельности как в части роста объемов поставок, так и увеличения количества стран, на рынках которых присутствует его продукция. На сегодняшний день продукция Группы Арнест представлена в 46 странах мира, включая страны ЕС, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и Южной Америки», — сообщили тогда в компании.

Предприятие также озвучило планы «в ближайшие три года за счет стремительного роста экспортных продаж стать одним из крупнейших производителей аэрозолей в мире». Осуществятся ли эти планы в новых условиях — неизвестно.

Крупнейшее нефтехимическое предприятие Ставропольского края — ООО «Ставролен» в городе Буденновске — пока тоже ничего не сообщало о последствиях санкций. Хотя, по мнению экспертов ЦМАКП, эта компания находится в «группе риска» из-за прямого запрета на ввоз в Россию нефтехимического оборудования из стран Запада.

«Ставролен» с 1998 года является дочерней структурой ПАО «ЛУКОЙЛ». Ежегодно предприятие производит более 300 тысяч тонн полиэтилена, 120 тысяч тонн полипропилена, 80 тысяч тонн бензола, 50 тысяч тонн винилацетата, говорится на сайте компании.

Руководство «ЛУКОЙЛа» 3 марта выпустило специальное заявление по поводу событий на Украине.

«Совет Директоров ПАО „ЛУКОЙЛ“ выражает свою озабоченность по поводу продолжающихся трагических событий на Украине и глубочайшее сочувствие всем, кого коснулась эта трагедия. Мы выступаем за скорейшее прекращение конфликта и всецело поддерживаем его разрешение путем переговорного процесса, дипломатическими средствами. Компания прилагает все усилия для продолжения стабильной работы во всех странах и регионах своего присутствия, выполняя главную миссию — обеспечивать надежные поставки энергии для потребителей всего мира», — говорится в сообщении компании.

Наблюдатели считают, что это заявление было сделано с целью избежать введения санкций. И действительно, из всех крупнейших нефтегазовых компаний России только против «ЛУКОЙЛа» не ввели специальных экономических мер. 11 марта появилась информация, что владелец «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов покинул страну. Официального подтверждения эти сведения не получили.

Стоп, машины

Наконец, третья отрасль, которая по данным ЦМАКП, больше других пострадает от западных санкций, — это машиностроение. Согласно отчету Минпрома Ставрополья за 2018 год, в регионе действовали 116 предприятий с видами деятельности «производство машин и оборудования» и «производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов».

Собственно производств автомобилей на Ставрополье больше нет. Единственное предприятие по сборке китайских внедорожников — автомобильная компания «Ставрополь авто» в городе Михайловске — в 2020 году благополучно обанкротилось.

Компания «Ставприцеп» фактически подконтрольна государству. Производитель автомобильных прицепов на 63,46% принадлежит Агентству инвестиционного развития Ставрополья — подведомственной организации краевого Минэкономразвития. В 2020 году агентство пыталось обязать второго совладельца компании — ООО «Техноставприцеп» выкупить государственную долю в предприятии за 54 млн рублей. Но Арбитражный суд Ставрополья отказал в удовлетворении иска.

Таким образом, госструктура до сих пор не может выйти из этого инвестпроекта.

Есть на Ставрополье и предприятия, которые занимаются производством автозапчастей. Это, например, ООО «Цитрон» в городе Михайловске и ОАО «Завод Волна» в поселке Солнечнодольске. «Цитрон» производит самые разнообразные запчасти: детали приборов освещения, зажигания, тормозной системы, детали интерьеров автомобилей, ремни, подшипники и прочее. Партнерами компании по сбыту являются крупные магазины запчастей.

Завод «Волна» специализируется на производстве соединителей и жгутов проводов для автомобильной и сельскохозяйственной техники. На сайте компании говорится, что предприятие также выпускает «электрические низкочастотные соединители для вычислительной техники, оборонной и автомобильной промышленности».

Парадоксально, но такие производства, как «Цитрон» и завод «Волна», на фоне санкций могут даже выиграть. Крупнейшие зарубежные поставщики автодеталей прекратили отгрузку продукции в Россию. В связи с этим отечественные производители автомобилей, прежде всего «Автоваз», уже испытывают трудности. Ранее тольяттинский автозавод сообщал о временной приостановке выпуска автомобилей из-за нехватки электронных комплектующих из-за рубежа.

Поэтому, если ставропольские предприятия смогут освоить нужные отрасли виды продукции, это может оказаться для них золотым дном. К тому же компании смогут рассчитывать на поддержку профильных ведомств. Ведь они как-никак будут активно замещать импорт.

Что говорит эксперт

Экономист Всеволод Спивак считает, что расчеты экспертов ЦМАКП о наиболее пострадавших от санкций отраслях, в целом верны. По его словам, каждая индустрия будет по-своему реагировать на меры экономического воздействия. И те отрасли, которые больше зависят от импортных поставок, пострадают сильнее.

«Отрасли будут по-разному реагировать на санкции по мере того, как будет выстраиваться новая логистика поставок. Какие-то ограничения будут легко преодолены путем построения серых схем импорта через Китай, Казахстан, Армению. Какие-то ограничения на экспорт (как в случае с нефтью) будут означать только существенный дисконт к рыночной цене. А при текущей цене нефти это вполне приемлемо для российской экономики», — говорит Спивак.

Часть ограничений способна довольно сильно подорвать отрасли отечественной экономики, прогнозирует эксперт. Это касается в первую очередь высокотехнологичных и импортозависимых отраслей.

«Часть ограничений носит уже более серьезный характер и вред от них будет больше, нежели просто наценка на существовавшую цену. Например, это касается поставок запчастей для самолетов», — говорит Всеволод Спивак.

В таких условиях у региональных компаний два пути: наращивать поставки внутри страны и находить новые ниши или выходить на те международные рынки, которые еще не закрыты, — Азию, Африку и Океанию. Но при любом сценарии компании должны быть готовы осваивать новые технологии, расширять производства и меняться на ходу. А это, как показывает практика, умеют далеко не все.

Подпишитесь