Posted 17 февраля 2022, 11:39
Published 17 февраля 2022, 11:39
Modified 16 октября 2022, 19:21
Updated 16 октября 2022, 19:21
Промышленный районный суд города Ставрополя продолжает рассматривать в особом порядке уголовное дело в отношении бывшего министра строительства Ставропольского края Алексея Когарлыцкого. Ему вменяется взяточничество в особо крупном размере и организация системы откатов при строительстве социальных объектов на территории края.
На прошлом заседании суд дал время Когарлыцкому на подготовку к даче показаний, однако на этом заседании он отказался от очного рассказа.
«Желаю воспользоваться 51-й статьей Конституции РФ и не свидетельствовать против себя, но в тоже время поддерживаю те показания, которые я давал на этапе предварительного следствия», — заявил экс-министр.
В связи с этим прокурор приступил к оглашению ранее данных показаний.
NewsTracker уже публиковал подробные материалы о версии следствия и обвинительном заключении прокурора, которые в целом строились на данных показаниях, поэтому на этот раз решил разобраться в мотивации подсудимого.
Напомним, всего в деле 7 эпизодов. Некоторые из них касаются строительства медицинских и спортивных учреждений, другие рассказывают о взятках за покровительство.
Прицепы, Porsche и болотоход
Так, исходя из озвученных прокурором показаний, один знакомый предприниматель Ельников обратился к Когарлыцкому, чтобы тот помог ввести в эксплуатацию здание на улице Пригородной, за что предприниматель подарил бывшему министру самоходный болотоход Yamaha за 1,6 миллиона рублей.
«Мы выбрали его на сайте, затем осуществили заказ в специализированном магазине. Ельников помогал мне в выборе, так как разбирается в такой технике. Также мы договорились, что болотоход будет оформлен на него, чтобы я не ставил указанное имущество как свое собственное на учет. В содеянном полностью раскаиваюсь», — озвучили показания из материалов дела.
Также еще в 2017 году Когарлыцкий, воспользовавшись своим служебным положением, оказал помощь руководителю ООО «Техноставприцеп» и ООО «Центрстройинвест» Александру Сизову лично и его организациям. За все время Когарлыцкий помогал ему участвовать в выборах в Советском районе, занимать престижные места в общественном совете, повышать рейтинг его строительной фирмы для участия в госконтрактах.
За что и получил от Сизова в виде взятки Porsche Cayenne. Согласно ранее данным показаниям, марка машины заранее не оговаривалась, только пределы суммы — 8 миллионов рублей.
Весной 2019 года он купил прицеп за 50 тысяч рублей, но на учет как свою собственность не поставил и, прицепив его к своему Porsche, перевез вместе с болотоходом в Архыз, но на обратном пути прицеп сломался. По старой дружбе он обратился к Александру Сизову.
По той же договоренности Когарлыцкий получил от Сизова и второй прицеп, который предназначался для хозяйственных нужд. Работы по обоим прицепам обошлись Сизову в 140 тысяч рублей.
К слову, Porsche позже пришлось вернуть, так как, когда Сизова арестовали, оплачивать лизинг за дорогое авто возможности у его фирм не было. Да и по документам машина Когарлыцкому не принадлежала.
Вкус денег
Но не только средствами передвижения Когарлыцкий брал взятки, о чем он и рассказывал на предварительном следствии.
Согласно показаниям, в ноябре 2017 года, когда Когарлыцкий занял пост первого заместителя министра строительства и архитектуры региона, к нему обратился на тот момент глава Минстроя Александр Золотарев и сообщил, что есть такая организация АО «Гипроздрав», которая занимается проектированием медицинских учреждений, и между ними уже заключен государственный контракт на 17 миллионов. Но подрядчик не укладывался в сроки, а значит, мог попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Тогда Золотарев поручил Когарлыцкому подыскать посредника для достижения договоренностей о «помощи» подрядчику за часть от стоимости госконтракта.
Подсудимый признался, что хотел заслужить доверие начальника и получить финансовую выгоду из сложившейся ситуации. Да и Золотарев передавал через него угрозы «Гипроздраву», что за отказ от «отката» придется нести ответственность за невыполнений условий госконтракта.
«Также хочу пояснить, что я, занимая должность первого заместителя министра строительства и архитектуры Ставропольского края, в декабре 2017 года заключил госконтракт с АО „Гипроздрав“. Позже мы подписали дополнительное соглашение на проектирование теплого перехода между корпусами больницы. Мной осознавалась незаконность данных действий, однако я был заинтересован в дальнейшем сотрудничестве с „Гипроздрав“. Я признаю вину», — зачитал прокурор слова экс-главы Минстроя.
Что касается объекта строительства на улице Доваторцев, Когарлыцкий признался, что самостоятельно решить этот вопрос не мог, так как руководитель комитета градостроительства администрации города Ставрополя Андрей Уваров не находился в его прямом подчинении.
«Однако я мог об этом попросить Золотарева, который мог повлиять на бывшего мэра города Андрея Джатдоева и дать распоряжение Уварову. У меня при этом возник умысел на получение взятки в размере 2 миллионов рублей, но посреднику, в роли которого выступал Сизов, я озвучил только половину. Часть денег в размере 900 тысяч рублей я передал Золотареву, чтобы заручиться его поддержкой и покровительством», — рассказал следствию подсудимый.
Он также дал показания о пруде Золотарева. Что он лично искал подрядчика и присутствовал при обсуждении деталей работы.
Позже Золотарев пошел на повышение и занял пост заместителя председателя правительства Ставропольского края, а Когарлыцкий возглавил Минстрой. Но, исходя из показаний, сотрудничество с «Гипроздравом» за откаты и взятки за покровительство продолжалось.
Напомним, что суммы откатов по проектированию таких объектов как Детская краевая больница, Онкологический и Кардиологический диспансеры, патриотический молодежный центр, музейный комплекс, достигали порой половины от стоимости всего государственного контракта. Согласно показаниям, часть из этих средств шла посредникам, часть оставлял себе Когарлыцкий, остальное забирал Золотарев.
Характеристики
Что касается Легкоатлетического манежа в Ставрополе, Когарлыцкий заявлял следствию, что никаких денег с него не получал, но махинации с бумагами проводились лишь для того, чтобы скрыть отставание подрядчика от графика работ, что могло повлечь штрафные санкции для региона и министерства.
«Я признаю вину в совершении данного преступления в полном объеме», — этими словами заканчиваются почти все протоколы допроса.
На судебном заседании Когарлыцкий также подтвердил, что все это он рассказывал следователям и от своих слов не отказывается.
В завершении судебного заседания адвокат Когарлыцкого зачитала документы, характеризующие ее подзащитного и прочие материалы, способные смягчить наказание. Среди документов были свидетельства о рождении детей, результаты медицинских обследований, справки о том, что Когарлыцкий ранее не был судим, характеристика от администрации района, в котором он проживал, что общественный порядок не нарушал, с соседями конфликтов не имел.
Теперь стороны готовятся к прениям.