Posted 13 августа 2021, 14:21
Published 13 августа 2021, 14:21
Modified 16 октября 2022, 19:17
Updated 16 октября 2022, 19:17
Взрыв прогремел в четверг вечером у здания торгового центра. Взорвался маршрутный автобус ПАЗ, в котором находились 30 пассажиров. Пострадали по крайней мере 17 человек, еще двое погибли.
Основной версией следствия стала техническая неисправность. Какая именно не уточняется, но в первые часы после происшествия источники СМИ сообщили, что автобус мог быть оборудован газовым баллоном. Однако компания-перевозчик отрицает применение газового оборудования на своих машинах.
В Ставропольском крае на маршруты каждый день выходит почти 750 автобусов, троллейбусов, трамваев и маршруток. Такие данные приводит министерство дорожного хозяйства Ставропольского края. Сколько из них оборудовано газовыми баллонами, официальной статистике не известно. По оценкам частных экспертов, их доля может превышать 50%.
«Маршрутные такси у нас, как правило, на дизеле. Подавляющее большинство автобусов ПАЗ работают на газу. Баллоны могут устанавливаться как на днище автобуса, так и на крыше. Поэтому в Воронеже еще не факт, что если не видели баллоны на крыше, то их не было вовсе — могли быть установлены на днище», — отметил эксперт АНО «Города за здравый смысл» Андрей Черняков.
По самым оптимистичным подсчетам, нарушения имеют около 1% общественного транспорта, и это только среди машин, которые проходят проверку.
«О состоянии транспорта выводы можно сделать по проверкам, которые у нас регулярно проводит ГИБДД — когда у нас больше половины подвижного состава резко пропадает. Кто-то работает неправильно, у кого-то проблемы с техническим состоянием машин, у кого-то измененные конструкции, технические неисправности и так далее. На каждой проверке у нас [в Ставрополе] выявляют от 30 до 60 неисправных машин. И это только те, которые вышли на маршрут, несмотря на проверку, и продолжили работать. А ведь много тех, кто пережидает проверки в гараже… Если бы проверку проходил весь транспорт, проверки проходили бы более неожиданно (как правило, вечером накануне проверки водители маршруток уже об этом знают и договариваются, кто выйдет, а кто нет — лично слышал, как в маршрутке они это обсуждали). Если бы выходили все на маршруты, то процент выявленных нарушений был бы гораздо больше», — рассказал собеседник агентства.
Саму технологию применения газового топлива он не считает проблемой. Обеспечить приемлемый уровень безопасности газовых баллонов можно с помощью тщательных проверок транспорта, считает Черняков.
Миндор края в свою очередь утверждает, что проверки технического состояния машин проводятся регулярно.
«Ежедневно контролерами технического состояния, соответствующими необходимой квалификации, проводится предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств, т. е. перед выездом на маршрут», — сообщили в пресс-службе министерства.
Однако на практике проверки, о которых заявляет министерство, не спасают от чрезвычайных происшествий. В начале августа в Ставрополе загорелась маршрутка. По счастливому стечению обстоятельств машина оказалась без пассажиров. Однако эксперты считают ситуацию симптоматичной.
«Недавно горела маршрутка на улице Мира. Главная причина — замыкание или возгорание проводки, и как следствие, пожар… Почему это происходит? Устанавливают кустарным способом наши „Кулибины“ в гаражах и полуподпольных СТО дополнительное электрооборудование, и происходят потом трагедии от замыканий… Как водитель я понимаю, когда делаю КАСКО — если я сам лезу в электрику, ставлю какие-то лампочки, фары, дополнительное оборудование, то КАСКО снимается, потому что на 100% повышается риск замыкания и возгорания», — рассказал депутат парламента Ставропольского края Николай Новопашин.
Он считает, что кустарную модернизацию транспорта можно остановить только рычагами экономики — необходимо снижать цены на топливо.
«Причина, почему водители устанавливают метан, пропан и так далее — в 3 раза дешевле чем бензин или солярка. При таком необоснованном росте цен на топливо водители начнут подпольно устанавливать буржуйки на угле, газы от куриного помета, или на крыше транспорта ставить солнечные батареи, что несомненно повлечет и возгорание, и взрывы, и что хочешь. Водителям нужно семьи кормить, налоги и штрафы платить», — отметил парламентарий.
Состояние общественного транспорта на Ставрополье находится в ведении краевого правительства. Курирующее министерство дорожного хозяйства занимается этим вопросом с начала года. По данным ведомства, автопарк планируют обновить в обозримом будущем — на маршруты будут выходить автобусы не старше 5 лет.
Такое условие прописано в технической спецификации в контрактах с подрядчиками. Первые тендеры на новых условиях уже проведены в Ставропольском крае, например, обновленные автобусы выпустили на дачные маршруты в краевой столице.
«Сейчас идет обновление транспорта в Ставрополе и в Пятигорске, потому что состояние автотранспорта перешло в компетенцию нашего ведомства. Мы прописываем в требованиях к участникам открытых конкурсов условие о том, что транспорт, который выходит на маршрут, должен быть не старше 5 лет», — рассказал NewsTraker представитель министерства.
Однако эксперты считают это новшество косметическим, поскольку схема позволяет постоянным подрядчикам получать контракты, как и раньше.
Единственной действенной мерой, по мнению специалистов, может стать внедрение брутто-контрактов, которые перевернут экономику муниципального транспорта. В таком случае перевозчики получают финансирование своей деятельности из бюджета, а не напрямую от пассажиров. Подобная система уже тестируется в ряде крупных городов России, отметил Черняков.