Posted 16 мая 2021, 13:55
Published 16 мая 2021, 13:55
Modified 16 октября 2022, 19:00
Updated 16 октября 2022, 19:00
Опасные ситуации на аттракционах происходят регулярно. Официальной статистики нет, но только за прошедший год в СМИ попали как минимум 2 неприятных эпизода из регионов СКФО.
Прошлым летом в Ставрополе на аттракционе «Скамейка» девочка оказалась не пристегнута — не сработал удерживающий механизм. К счастью, проблему вовремя заметил оператор.
Тем же летом в Нальчике дети и их родители на 10 минут зависли вниз головой на аттракционе «Миксер». Тогда на владельца машины завели уголовное дело за «оказание развлекательных услуг» на аттракционе, «не отвечающем требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей».
По той же статьей в майские праздники возбуждено новое уголовное дело. В связи с трагедией близ селения Эльтюбю в Чегемском ущелье. Здесь 1 мая, по данным следствия, разбилась 23-летняя туристка из Пятигорска. Трагедия произошла во время прыжков со скалы на альпинистской веревке (роупджампинг). Как выяснилось позже, инструкторы ошиблись с длиной веревки, и девушка разбилась о скалы.
Место трагедии популярно среди туристов. Оно находится на хребте вдоль дороги на Эльбрус. В этой местности несколько точек, оборудованных для роупджампинга. Трагедия произошла на одной из самых высоких скал (высота 250 метров), где работают разные организаторы экстрим-туров. Кто именно привез девушку на злосчастную высоту, NewsTracker узнать не удалось.
«Тот объект высотой 250 метров, он для подготовленных ребят. Он не стационарный, туда приезжали разные команды из разных городов России, они организовывали прыжки», — рассказали NewsTracker в одной из турфирм, которая занимается организацией прыжков.
По словам собеседника, местные турфирмы не заботятся о страховании клиентов, оформить страховку перед прыжком предлагают самостоятельно — «в любой страховой компании».
Форс-мажоры случаются не только с экстремалами. Вообще, экстрим занимает небольшую долю рынка туризма и отдыха. По оценкам мировых экспертов, всего около 10%. Гораздо чаще мы становимся гостями городских парков и пользуемся парковыми аттракционами. Однако и они не абсолютно безопасны.
После инцидента в Нальчике Генпрокуратура провела проверку аттракционов по всему Северному Кавказу и обнаружила более 200 нарушений.
Для родителей, которые чаще остальных сталкиваются с парковыми аттракционами, проблема была очевидна и до проверок. Даже непрофессионалы видят, что под слоем обновленной краски скрываются старые машины.
«Аттракционы в центральном парке очень старые. Да, они чистые, опрятные, видно, что сотрудники парка и билетеры следят за тем, чтобы карусели выглядели приятно внешне. Но само состояние вызывает вопросы. Некоторые из детских паровозиков скрипят, трясутся, другие карусели все поржавевшие, так и ждешь, что что-то отвалится каждый раз, когда ребенок туда садится. Сомневаюсь, что кто-то сильно заморачивается вопросами безопасности каруселей», — поделилась жительница центрального района Ставрополя Кристина.
Недоверие к владельцам аттракционов не всегда основано на собственном опыте. Иногда родители детей просто не готовы положиться на российский бизнес, понимая в каких условиях находятся предприниматели.
«Я не доверяю особо предпринимателям, поскольку халатность в нашем обществе стабильна. Я только питаю надежду, что аттракционы должны быть исправны и это проверяется. Замечаний у меня к ним нет, сама не катаюсь, а детей катаю только на самых простых, они меня устраивают вроде. Выбираем поезд, самолетики и открытую игровую комнату с батутами и горками», — рассказала NewsTracker жительница Промышленного района Ставрополя Вера.
В итоге предубеждения и неприятный личный опыт уводят детей и их родителей от парковых аттракционов в частные развлекательные центры.
«Понятное дело, что парку надо выживать, цена каруселей слишком низкая и скорее всего максимум окупает зарплату билетера и на содержание уже нет средств. Но я в последние два года предпочитаю чаще водить ребенка в частные детские центры развлечений, а в парк максимум постоять у пруда с лебедями, чтобы не подвергать малыша риску», — отметила Кристина.
Сами бизнесмены в своих аттракционах уверены. Например, в парке Победы все аттракционы не старше 10 лет, уверяет учредитель потребительского общества «Парк культуры и отдыха Победа» Виктор Бондаренко. Однако возраст машин, по его мнению, не всегда настолько важен, как принято считать.
«Минимальный срок эксплуатации определяет завод-изготовитель. А потом нужно или капитально ремонтировать, или списывать. После капитального ремонта ничем не отличается аттракцион. Есть усталость металла — такие части заменяют. Например, колесу обозрения в Австрии больше 100 лет. Это символ Вены. Они просто меняют элементы. Это процесс бесконечный, лишь бы соблюдались регламенты», — рассказал Бондаренко.
В Ставрополе машины, по его словам, ежегодно проходят техосмотр и обновляют лицензии. С 2019 года ежегодными проверками занимается Гостехнадзор при министерстве сельского хозяйства. На обеспечение мер безопасности уходит порядка 30% расходов владельцев аттракционов. В этом году, по словам Бондаренко, все машины будут проверены и готовы к сезону уже в июне.
С недавних пор порог входа на рынок аттракционов еще увеличился. Последние два года владельцы платят госпошлину на аттракционы. Самые опасные из них могут стоить до 13 тысяч рублей.
«Госпошлина — это фактически дополнительный налог. Он ударит по владельцам уличных аттракционов, которые бесконтрольно ставят без какой-либо документации. Для нас как для парков это, может, лучше — меньше конкуренции», — отметил Бондаренко.
Безопасность аттракционов, по его словам, складывается из ответственности всех участников процесса — от производителей механизмов, инструкторов в парках до самих посетителей.
Одной из главных проблем, мешающих независимой экспертизе аттракционов, специалисты считают коррупцию.
Вопросы установки новых аттракционов решаются кулуарно, поэтому гарантировать исправность механизмов никто не может — за ними никто не следит, считает представитель бизнес-омбудсмена Ставропольского края на Кавминводах Арсен Саркисов.
«Здесь я не видел ни одного аукциона на право заключения контракта на установку аттракционов. Не видел, чтобы это рекламировали. Возможно, это где-то есть. Коррупция ведь любит тишину. Лет пять назад была очень распространена практика, когда в названиях закупок использовались английские буквы. То есть если вы искали закупки по слову „ремонт“, то ничего не находили, потому что наши коррумпированные умельцы меняли некоторые буквы в русском слове на английские. Ни один поисковик „ремонт“ не находил, естественно, никто не подавал заявки», — отметил Саркисов.
На портале госзакупок на самом деле проходят закупочные процедуры по установке аттракционов. За последние 10 лет подписано 62 контракта — заказывают оборудование для тира, небольшие карусели, батуты.
Однако это только малая часть рынка парковых развлечений в регионе. Тендеры проводят в основном в сельских территориях (в Арзгире, Буденновске, в селах Красногвардейское и Левокумское). За скобками аукционов остается гораздо более масштабный рынок развлечений в Ставрополе и на Кавминводах.
«Ситуации такого рода [как несчастный случай в КБР] случаются во всем мире, но вероятность должна быть минимизирована. Чтобы это сделать, необходим многоступенчатый контроль: конкурентный рынок услуг, открытые торги за участок для осуществления этой деятельности. Но у нас этого нет — приходит непонятно кто, ему непонятно на каких основаниях выделяется участок, зачастую вообще без каких-либо оснований. Естественно, платят взятки, и все закрывают на это глаза, пока что-нибудь не произойдет», — считает собеседник агентства.
В условиях непрозрачности рынка развлечений гарантии безопасности минимальны. Эффективнее всего проверять аттракционы, по мнению Саркисова, еще на стадии оформления контракта. Чем более прозрачной будет процедура закупок, тем тщательнее будут проверки оборудования самими закупщиками — следовательно, выше гарантии безопасности.
«Мое мнение, организации, которые занимаются экстремальными видами отдыха, должны быть членами СРО (саморегулируемых организаций). Но институт СРО в нашей стране себя дискредитировал. Даже если создать объединение, оно не будет работать… Сами предприниматели не обращаются за решением проблем к учредителям СРО», — отметил собеседник агентства.