Posted 5 марта 2021, 07:48
Published 5 марта 2021, 07:48
Modified 16 октября 2022, 18:51
Updated 16 октября 2022, 18:51
Свободу фигурантам
Ленинский районный Ставрополя 20 февраля вынес постановление об освобождении из СИЗО бывшего оперуполномоченного отдела по борьбе с экономическими преступлениями и противодействия коррупции управления МВД по Ставропольскому краю Виталия Лозового. Эта новость не стала громом посреди ясного неба. Потерпевшие от рук Лозового и его босса Владимира Новикова уже несколько месяцев предупреждали о таком исходе: один из ключевых фигурантов уголовного дела в отношении одиозной «банды Новикова» может оказаться на свободе, говорили они. И призывали власти — региональные и федеральные — не допустить этого.
Потерпевшие знали о таком исходе, потому что, по их словам, им неоднократно поступали угрозы от Лозового и его сторонников. За показания против влиятельного подозреваемого людям обещали скорую и жестокую расправу. Но ни следствие, ни суд, по всей видимости, не прислушались к опасениям потерпевших.
И вот человек, которого многие считают опасным и расчетливым подозреваемым, оказывается на свободе.
По словам источника в следственных органах, свободу Лозовому обеспечило требование прокурора, якобы подписанное Андреем Кикотем (заместитель генпрокурора и куратор управления Генпрокуратуры в ЮФО и СКФО). В этом требовании (присланным, к слову говоря, по факсу — без «живых» подписи и печати) написано, что у Лозового нет вины по краже полезных ископаемых, у него есть незаконное предпринимательство, в связи с чем меру пресечения можно поменять на освобождение из-под стражи. Однако, как утверждает источник, оригинала требования никто никогда не видел, даже в суд Ставрополя привезли факсовую копию.
«Складывается ощущение, что даже сам Кикоть не видел этого требования. Как может заместитель генпрокурора, не изучив дела полностью, выносить такое решение и писать требование. Подобные требования без подписи и печати оригинальной не могут класть в дело, оно не является официальным документом. И ещё одна несостыковка: требование датировано 4 декабря 2020 года, а крайний раз стражу Лозовому продлевали 11 декабря 2020 года. То есть якобы Кикоть пишет требование о смягчении меры Лозовому 4 декабря и передает по факсу, а 11 декабря сотрудники прокуратуры приходят в суд и поддерживают ходатайство следствия о продлении стражи, как такое может быть?», — задается вопросом источник.
Сами следователи, по его словам, тоже сейчас действуют неправильно. Ведь они могли прийти в суд с ходатайством о продлении меры, на что прокуратура бы, оперируя требованием Кикотя, не согласилась бы с продлением стражи.
«Но следователь в этот раз так не поступает. Он сразу требует изменить меру пресечения и разрешить Лозовому все, кроме общения с участниками судебного делопроизводства без конкретной формы, причём контролировать этот запрет физически невозможно. Если бы следствие вышло в суд с продлением стражи, сотрудники прокуратуры вряд ли бы осмелились потребовать освобождения. Это подтверждает тот факт, что дело по сути уже продаётся», — уверен источник.
Сама же Генеральная прокуратура по какой-то неизвестной причине уже несколько месяцев не отвечает на официальные запросы редакции.
Но это еще не все. Как рассказал источник NewsTracker, вскоре на свободе окажутся еще как минимум два предполагаемых члена банды — бывшие оперативники, майоры Алексей Тябченко и Эльдар Чачев. У них истекает срок содержания под стражей, а уголовные дела в их отношении до сих пор не доведены до конца.
Потерпели — и хватит
Пока следствие неожиданно гуманно просит освободить Лозового из СИЗО, потерпевшим по этим делам меняют статусы. Так, пять человек официально перестали быть потерпевшими. То есть люди, которые, находясь в трудной жизненной ситуации и поверив мошенникам, лишались своих домов, машин и денег, больше не могут рассчитывать на восстановление справедливости. Почему так произошло?
Оказывается, следователи нашли некое постановление пленума Верховного суда РФ, в котором говорится, что если человек передавал ценности (дома, машины, деньги) юристам или, как оказалось, псевдо-юристам, которые затем использовались в качестве взятки, то такой человек не может быть признан потерпевшим лицом. И под это постановление подвели пять человек, пострадавших от рук «банды Новикова». Следователи просто пришли к выводу, что люди, передавая свое имущество бандитам, якобы собирались таким образом кого-то подкупить. А значит, они и сами не лучше бандитов. И никакие они не потерпевшие.
«Но правда в том, что ни в одном документе из материалов дела не говорится, что эти люди хотели дать взятку. Везде говорится, что они искали юридической помощи. Люди говорят: „Как это должно было происходить я не понимаю, я не юрист, мне обещали помочь за деньги“. А сейчас на основании постановления пленума их не признают потерпевшими — и фактически делают из них преступников взяткодателей», — рассказал источник NewsTracker.
Примечательно, что потерпевшими перестали быть люди, у которых наибольшие суммы ущерба — по 2,5-3 миллиона рублей.
Есть ещё пара нюансов. Во-первых, уголовные дела, по которым эти люди проходили потерпевшими, были возбуждены в 2016–2019 годах. А постановление пленума Верховного суда, по которому их теперь лишили статуса потерпевших, было выпущено только в 2020 году. То есть следователи придали постановлению обратную силу. Во-вторых, потерпевших могли лишить статуса таковых, чтобы они не могли записаться на приём к председателю СК РФ Александру Бастрыкину. Ведь только признанный потерпевшим может попасть на прием. И председатель, как сообщают источники, принимает всех и очень внимательно слушает, чего очень боятся местные руководители Следкома.
Переквалифицировать и забыть
Но самый серьезный поворот, который сейчас делает следствие, это возможная переквалификация статей Уголовного кодекса, которые вменяются предполагаемым членам «банды Новикова». По информации источника NewsTracker, с предполагаемого главаря банды, бывшего заместителя начальника УМВД по городу Ставрополю Владимира Новикова хотят снять самые тяжкие обвинения — по статьям об организации преступного сообщества и краже полезных ископаемых.
«Более того, 18 февраля, уже были подписаны 24 числом постановления о прекращении уголовного преследования Новикова по краже», — рассказал источник.
Таким же образом может быть прекращено расследование по наиболее тяжким статьям, которые вменяют Петенко, Тябченко, Чачеву и другим фигурантам. Есть информация о том, что Лозовому оставят только обвинение в незаконном предпринимательстве. А эта статья предусматривает максимальное наказание в виде ареста на срок до 6 месяцев.
Во всем виноваты журналисты
И вот теперь, когда члены одиозной группировки совершенно очевидно пытаются (и могут!) избежать реального наказания, следствие не придумало ничего лучше, как заняться проверкой источников фактов в СМИ, которые освещают это дело.
В феврале в редакцию NewsTracker поступил запрос от Следственного управления СКР по Ставропольскому краю с требованием раскрыть наши источники информации о деле «банды Новикова». В ведомстве объяснили это тем, что центральный аппарат Следственного комитета РФ поручил провести служебную проверку по фактам, изложенным в публикации NewsTracker от 4 февраля 2021 года «Вопросы к следствию: потерпевшие в деле „банды Новикова“ заявили о затягивании дела».
В этой публикации, в частности, давался прогноз о том, что Лозовой вскоре может оказаться на свободе. А когда Лозовой, как и ожидалось, со спокойной совестью вышел из СИЗО, следствие занялось тем, что начало выяснять, откуда журналисты заранее знали об этом.
Более того, одного из героев публикаций, потерпевшего Виталия Лютова вызвали в Следственный комитет и потребовали объясниться, зачем он общался с представителями прессы и публично жаловался на ход расследования.
При этом тот же Лютов еще в 2019 году писал заявление в Следственный комитет о том, что ему поступают угрозы от Лозового. Но следователи вместо того, чтобы проверить, были ли угрозы и насколько они опасны для потерпевшего, стали выяснять, а почему, собственно, потерпевший вдруг надумал жаловаться. И самое интересное: следователи «потеряли» заявление Лютова об угрозах в материалах дела и нашли только спустя 1,5 года после требований самого потерпевшего (так как дело передавали от одного следователя другому. По словам источника NewsTracker в следственных органах, сейчас материалы выделили в отдельное производство и направили в Ставропольское управление, где скорее не найдут состава преступления и откажут, закрыв глаза на то, что преступление укрывали 1,5 года.
Впрочем, происходящее у нас на глазах вполне укладывается в новую логику расследования: обвиняемые в тяжких преступлениях со множеством эпизодов понемногу «сбрасывают» статьи, а потерпевшие, наоборот, превращаются в меркантильных монстров, которые не дают покоя ни честным гражданам Новикову и Лозовому, ни страшно занятым следователям и прокурорам. Спешка в окончании уголовного дела в отношении Лозового возможно связана также и с тем, что выявлены еще несколько эпизодов, совершенных им совместно с Новиковым тяжких и особо тяжких преступлений. По этим делам по настоящее время не дано законной юридической оценки, поскольку, по данным источника, это будет мешать прекращению дела о преступном сообществе, за участие в котором уголовная ответственность Лозового, к слову сказать, уже прекращена.
И по некоторым свидетельствам, вся метаморфоза в уголовных делах членов банды происходит отнюдь не без участия коррупционно заинтересованных лиц в высоких кабинетах.