Posted 20 августа 2020, 06:35
Published 20 августа 2020, 06:35
Modified 16 октября 2022, 18:40
Updated 16 октября 2022, 18:40
Когда и кто разрешит смотреть кино
Сейчас на Ставрополье, несмотря на высокий уровень заболеваемости, снимают ограничения. Но остается ряд сфер, которые попали под удар сильнее всего. Больше всего пострадала культура. Но если музеям и выставкам разрешили работать, пусть и с ограничениями, то театры и кинотеатры остаются закрытыми.
Роспотребнадзор совместно с министерством культуры и представителями кинотеатральных сетей России еще в мае разработали методические рекомендации для работы кинотеатров, где люди по несколько часов находятся в замкнутом пространстве, и соответственно высок риск заражаемости.
В документе прописаны нормы по проведению профилактических и дезинфекционных мероприятий, которые позволят минимизировать риск заражения новой коронавирусной инфекцией и сохранить здоровье сотрудников и посетителей.
Большинство норм такие же, как и в других сферах — соблюдение дистанции, термометрия, дезинфекция контактных поверхностей. Хотя не обойдется и без особенностей — установка ширм между креслами, дезинфекция воздуха.
Многие кинотеатры уже готовы к открытию, но разрешить им работать может только глава региона Владимир Владимиров и главный санитарный врач региона, исходя из эпидемиологической обстановки в регионе.
Кино-пикет
Не так давно взволнованные владельцы киносетей в Ставропольском крае обратили внимание, что в некоторых регионах страны кинопоказы начали разрешать. Однако ставропольские власти не спешат давать зеленый свет. Поэтому в социальных сетях начался флешмоб — кино-пикет.
Возле кинотеатров выставляли кресло из зала с «транспарантом», который обращался к главе региона с просьбой открыть культурные площадки.
«На сегодняшний день в наши города уже приезжают туристы из других регионов. Торговые площадки, санатории, детские лагеря, фитнес-центры, салоны красоты и рестораны, которые соседствуют с нами и аккумулируют большое количество посетителей, начали свою работу, но кинотеатры продолжают пребывать в ожидании. Наши коллеги из более чем 30 регионов России уже начали кинотеатральную деятельность, а кинопрокатчики поддержали выходом картин на большой экран», — заявляют владельцы кинотеатров.
Они отмечают, что кинотеатры закрылись за неделю до официального введения режима ограничений на Ставрополье. И до сих пор страдают от расходов, которые только накапливаются, и терпят колоссальные убытки.
«К пятому месяцу вынужденного простоя каждый день без работы становится решающим. Мы боимся, что не все кинотеатры на Ставрополье смогут пережить кризис. От решения губернатора сейчас зависит, какой ценой кинотеатральная сфера края выйдет из сложившейся ситуации», — рассказала маркетолог кинотеатров «Родина» (Пятигорск), «Октябрь» (МинВоды), «КиноВершина» (Пятигорск) Яврян Вардан.
Небезопасное место
Действительно, кинотеатры пострадали сильнее, чем другие сферы, как минимум потому, что они не могли работать даже в минимальных масштабах, в то время, как кафе работали на вынос, а магазины на доставку.
«Сегодня мы чувствуем себя брошенными в этом катастрофическом и безвыходном положении, когда наши, ставропольские кинотеатры, до сих пор почему-то продолжают расцениваться как „небезопасное“ место», — рассказал собеседник.
Директор ставропольской сети кинотеатров «Салют» сказала, что сейчас несмотря на то, что кинотеатры не работают, забот у сотрудников хватает. Постоянный мониторинг требований к открытию и попытки выполнить все условия для будущей безопасной работы.
«Мы прорабатываем систему работы. К многим требованиям мы были готовы и раньше — бесконтактная покупка билетов, входы в зал появились у нас задолго до коронавируса. Это нацелено на то, чтобы избежать столпотворения и массовых контактов. То есть человек покупает билет онлайн, и даже на входе в зал он не контактирует с работниками, так как у нас действует электронный контроль. Но есть моменты, с которыми приходится разбираться. Один из них — это обеззараживание помещений», — рассказала Бредихина.
По ее словам, для кинотеатров уже закупают рециркуляторы воздуха, однако все не так просто, так как есть разные варианты, а с учетом простоя приходится искать варианты оптимальные по цене и охвату площадей.
Есть мобильные обеззараживатели, которые можно перевозить из одного зала в другой. Придется делать более длительными перерывы в показах — это скажется на выручке, чтобы после каждого сеанса минимум полчаса в зале никого не было. За это время пройдет очистка воздуха и сотрудники смогут продезинфицировать все контактные поверхности.
К слову, рециркуляторы российского производства, в зависимости от площади помещения, стоят от 10 до 20 тысяч рублей. Последний рассчитан на объем помещения до 100 квадратных метров. Именно объем, а не площадь. С учетом того, что в кинозале обычно достаточно высокие потолки — дешевыми обеззараживателями воздуха не обойтись. Но стоит помнить что в Ставрополе, например, в кинотеатрах обычно минимум 5 залов. Получается, что минимальные затраты только по этой графе обязательств обойдутся кинотеатрам свыше 100 тысяч рублей без учета фойе и других общих помещений.
Что касается загрузки залов, кинотеатрам пришлось переписать программное обеспечение, чтобы исключить покупку соседних билетов и сохранить социальную дистанцию. Бредихина отметила, что в одной покупке (для семьи или для компании друзей) до пяти билетов единовременно таких ограничений не будет, чтобы родители могли сидеть рядом с детьми, но как только покупка будет совершена, программа автоматически закроет для покупки соседние места.
Также кинотеатры подошли с креативом к некоторым мерам, обещали сделать тематическую киношную разметку для дистанцирования, закупить маски с киногероями для персонала.
К тратам на открытия прибавляются маски, дезинфицирующие средства, установка перегородок между креслами — что тоже выходит в немалую сумму.
Несмотря на все меры, предпринятые кинотеатрами, маски и перчатки зрителям будут нужны, так как это постановление губернатора. И пока он не скажет обратного, зрителей без масок в залы пускать не будут.
Почему кинобизнес под угрозой
По мнению Бредихиной, выходить из простоя будет очень сложно. Во первых, как не старались сохранить коллектив, многие сотрудники ушли в открытые сферы. А значит предстоит набор персонала, обучение.
«Нас спасает то, что помещения кинотеатров очень специфические по строению. То есть, если кинотеатр закроется, на его месте сложно открыть бутик. Поэтому владельцы площадей пока идут навстречу и входят в наше положение. У нас огромные площади и аренда немаленькая. При том, что наша деятельность оказалась полностью замороженной», — отметила Бредихина.
В «Салют Центр» на момент открытия был один открытый зал «на крыше», который теоретически мог бы работать, наравне с летними верандами кафе, но, к сожалению, некоторое время назад кинотеатр закрыл его. Зал хоть и остался на крыше, но теперь там нет свободной циркуляции воздуха, а значит и работать он не может.
Собеседница отметила, что в идеале кинотеатры должны открыться все вместе и успеть это сделать до 4 сентября, иначе не спасут даже поблажки арендодателей и властей. Дело в том, что из-за коронавируса пришлось отложить съемки и постпродакшн ожидаемых фильмов, а из-за закрытия кинотеатров многие прокатчики перенесли премьеры на 2021 год. И те кинотеатры по стране и миру, которые сейчас открываются, не имеют возможности показывать новые фильмы. Кто-то решает проблему ретроспективными, но они не приносят такой прибыли, как премьеры. И пока большая часть кинотеатров закрыта, премьер не будет, а значит и открываться большого смысла нет.
Она отметила, что ближайшая премьера — это «Мулан». Сейчас ее перенесли на онлайн сервис, так как по мнению прокатчиков, в нестабильной ситуации такое решение более надежно. Но если кинотеатры откроются в ближайшее время, то решение могут изменить в сторону привычного проката.
Тем временем, многие специалисты в области кино считают, что из-за коронавируса весь кинопрокатный бизнес находится под угрозой исчезновения. По их мнению, болезнь проще передается в закрытых пространствах, мягкие кресла сложно поддаются обработке, многие люди избегают мест скопления людей. Плюс для некоторой части населения смотреть кино дома комфортнее и безопаснее, а значит стриминговые сервисы будут набирать популярность и подписки. Это выгодно и для самих киноделов, так как из финансовой схемы можно будет вычеркнуть «дорогого» посредника.
Ну, а тем, кто предпочитает смотреть премьеры на большом экране с качественным звуком, остается надеяться на благосклонность властей, и на то, что кинобизнес не успеет полностью перестроиться на онлайн-формат.