Posted 2 мая 2020, 05:42

Published 2 мая 2020, 05:42

Modified 16 октября 2022, 18:42

Updated 16 октября 2022, 18:42

Удаленка как смертный приговор: какой бизнес на Ставрополье смог выжить в коронавирус

Удаленка как смертный приговор: какой бизнес на Ставрополье смог выжить в коронавирус

2 мая 2020, 05:42
Фото: Медиахолдинг1Mi.
Для какого бизнеса Ставрополья «удаленка» стала смертным приговором, как некоторые открыли в ней новые горизонты и кто не заметил карантина, NewsTracker пообщался с предпринимателями.

На прошлой неделе губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров заявил, что если за время майских праздников не будет новых вспышек заболевания новой коронавирусной инфекцией, то ограничения в регионе начнут постепенно снимать.

Однако сегодняшняя сводка курирующих органов — плюс 89 новых подтвержденных диагнозов, ставшая рекордно большой за весь период — намекает, что ждать ослабления режима придется еще долго.

То, что не требует подготовки

Переход на удаленку для Ставрополья стал большим открытием, но все-таки не без трудностей. NewsTracker уже рассказывал несколько историй перехода на онлайн-режим спортивных тренеров и педагогов по рисованию. Да, в таком формате есть определенные сложности, клиент или ученик должен самостоятельно подготовить место для занятий и инвентарь, а значит ничего сложного и интересного планировать на время занятий нельзя.

Не складывается с переходом на онлайн и у «кружков», построенных на работе со специальным оборудованием. Одна из студий робототехники пыталась запустить проект онлайн занятий со сдачей в аренду собственно наборов для создания роботов. Но желающих попробовать такой формат оказалось немного.

«Дело не в страхе перед коронавирусом, а скорее в неуверенности родителей в завтрашнем дне и попытках сэкономить. Поэтому нам остается просто ждать, когда все закончится, и готовиться начать все с самого начала, потому что такие перерывы в деятельности никогда не несут ничего хорошего — дети, на которых рассчитана наша студия, за вынужденные каникулы могут перегореть и найти для себя другое хобби, например. Факторов много», — рассказал руководитель студии.

По мнению собеседника, многие родители не готовы покупать или арендовать для занятий ребенка какой-то реквизит — будь то набор для робототехники, чертежный стол, мольберт, спортивный инвентарь. Именно для того, чтобы избежать этих трат, они и водили детей в студии, где все это предоставлялось для занятий. А теперь, когда доступа к реквизиту нет, то они и не видят смысла продолжать платить за развитие своих детей.

Больше времени и сил

Предприниматель, директор независимого книжного магазина «Князь Мышкин» Константин Дулин рассказал, что сам переход на дистанционку особых трудностей не вызвал, потому что не предполагал каких-то существенных мгновенных изменений. Тем более что страницы в социальных сетях у магазина были, постоянные покупатели через них следили за обновлениями.

«Максимальное наполнение имеющихся онлайн средств презентации книжек потребовали, конечно, времени, но это нельзя назвать особыми трудностями. Однако и качество этих средств существенно уступает таким формам как, например, интернет-магазин. Доставку по городу я осуществляю сам, поэтому особых трудностей это не несет. Для отправки книг в другие города договор со СДЭКом заключил в один из первых дней, и это обеспечило существенное упрощение работы в данном направлении по сравнению с почтой», — рассказал Константин.

Он добавил, что из-за отсутствия полноценного и качественного интернет-магазина к услугам служб доставки приходится прибегать редко.

«Князь Мышкин» ушел на дистанционную работу почти с самого начала ввода ограничений, и Константин на собственном опыте смог ощутить, что такой формат забирает существенно больше времени.

«Главным образом это объясняется особенностями онлайн консультаций и подборок книжек. Если раньше было достаточно снять нужные книги одну за одной с полки, показать и рассказать о них посетителю магазина, то теперь нужно искать и качать обложки, периодически обращаться к общему списку, описывать книги в сообщениях, а это все требует дополнительного времени и сил», — пояснил собеседник.

Несмотря на это, он благодарен покупателям, которые не оставили магазин в это сложное время и поддерживают его, продолжая покупать книги, потому что сейчас это единственный вариант выжить.

Он отмечает, что в будущем дистанционная форма и доставка может быть полноценным дополнением к торговле непосредственно в магазине, но пока это только предположение и судить точно об этом можно будет только после открытия оффлайн магазина.

«Это, собственно, скорее можно считать одним из горизонтов, и доставку, конечно, я полноценно работающей оставлю и после снятия карантина», — добавил Дулин.

Не ощутили изменений

Гораздо легче было пережить введенные ограничения организациям, которые вошли в список «первой необходимости». NewsTracker пообщался с Татьяной Ефремовой — представителем группы компаний «Седьмая скорость» (автосервис, автозапчасти). Сегодня в Ставрополе у них три магазина автозапчастей и два больших автосервиса.

«Работали, работаем и будем работать. По большому счету у нас все было давным-давно готово. Когда-то мы посчитали емкость рынка Ставрополя, и выяснилось, что для достижения наших целей она не достаточна. Плюс конкурентная среда невероятно высокая, огромное количество схожих предприятий. И мы начали делать предложения для всего края и близлежащих республик», — рассказала собеседница.

Еще несколько лет назад группа компаний, проведя опрос, выяснила, что большинство их ценных клиентов находятся не в Ставрополе.

«Но на практике оказалось, что наши клиенты не очень-то жалуют интернет-магазины. В целом, купить себе запчасти через интернет-магазин — это специфическая история, потому что нужно обладать специальными знаниями и навыками, знать больше про свою машину. И по большому счету 90% граждан вообще не хотят этим заниматься. Это все равно что вы пошли бы к стоматологу, а он сказал: выбирай, у меня есть столько-то всего, а ты в этом даже не разбираешься. И у нас был давно интернет-магазин, но все это без толку, пустая возня. Это было нерентабельно, практически не было людей, которые хотели бы этим пользоваться. Мы обнаружили, что основной удобный способ для наших клиентов — это позвонить и попросить. Соответственно, они звонят, говорят, что им нужно. Мы их выслушиваем и под их запрос делаем то, что нужно», — рассказала Татьяна.

На момент введения ограничений у «Седьмой скорости» уже была настроена рекламная кампания на край и на близлежащие регионы. Соответственно, оставалось только решить вопрос доставки. Сейчас этот вопрос проработан — покупателям предлагаются несколько видов бесплатной доставки.

«Мы адаптировали под это свою телефонию, сделали колл-центр. Плюс два года назад внедрили оцифровку клиентской базы через мобильное приложение, новую систему лояльности, это позволило нам присоединять большое количество клиентов, чтобы потом с ними бесплатно коммуницировать. В связи с новыми ограничительными мерами мы через мобильное приложение оповестили людей, что продолжаем работать», — пояснила Ефремова.

В самом начале пандемии офисы и объекты «Седьмой скорости» были закрыты вместе с другими предприятиями региона, однако программное обеспечение было давно сложено в облако. Поэтому сотрудники из домов вошли в программы и продолжили работу на удаленке.

«Так как мы входим в список товаров первой необходимости, наши физические объекты открыли, и мы получили специальные пропуски и выходим на работу в традиционном смысле. Открываются магазины, автосервисы, все дезинфицируется, и мы принимаем людей. Тем не менее людям комфортно позвонить, попросить, что нужно, и получить это у себя в удобном месте. Получается, что мы как будто были готовы. Это и так было насущной необходимостью — иметь в том числе такой формат работы», — рассказала собеседница.

Жизнь, отложенная на потом

В будущем они не рассматривают перевод большей части сотрудников на удаленку, так как это не очень характерно для автосервиса. Для ремонта автомобиля нужен человек, автомобиль и место с инструментами.

«У нас есть менеджерский состав, который может работать из любого конца планеты, и в любое время суток задача будет решена. Они так и останутся на удаленке, остальным ездить на работу нужно. Когда началась самоизоляция, многие говорили: как изменилась моя жизнь. А я понимала, что моя жизнь никак не изменилась. Полностью мы пробыли на самоизоляции одну неделю. Но мы работали из домов», — рассказала бизнес-леди.

Однако проблемы все же есть — со спросом. По мнению Татьяны, люди погружены в токсичное инфополе. Они тратят очень много времени и энергии, потребляя его, и перестали заниматься своими хозяйственными делами.

«Люди отложили жизнь на потом. Соответственно, проблемы со спросом — это падение выручки, а падение выручки — это финансовые сложности. Но нам удается. Вся наша IT-продвинутость когда-то была создана для перестраховки. Мы переходили в облака, внедряли новые системы лояльности. А тут получается, что все эти риски наступили», — отметила Ефремова.

По ее словам, такие же превентивные меры были и финансового порядка. И идеальный предприниматель должен интересоваться финансовой грамотностью и корректно распределять свои финансы.

«Я из таких предпринимателей. На данный момент у нас весь штат сохранен в полном объеме. У нас нет страшных вещей из разряда сокращений, увольнений. Мы сохранили свой объем, свой размер и свою жизнедеятельность. Что будет дальше, узнаем только через несколько месяцев», — добавила Татьяна.

Подпишитесь