Posted 3 апреля 2020, 18:56
Published 3 апреля 2020, 18:56
Modified 16 октября 2022, 18:33
Updated 16 октября 2022, 18:33
Обороты отечественного рынка спортивных товаров превышают полтриллиона рублей. За прошлый год общая выручка от их продажи в России составила 530 миллиардов рублей, по информации издания «Бизнес-вектор РБК».
Наибольшим спросом пользуется спортивная одежда, которая принесла около 210 миллиардов рублей выручки.
На втором месте по уровню спроса спортивная. Доля выручки в этой нише превышает 22%. За прошлый год обуви для спортсменов в России продали на 120 миллиардов рублей.
Спортинвентарь (всевозможные гантели, мячи, сетки) на третьем месте по уровню спроса. Обороты в этой нише за прошлый год около 147 миллиардов рублей.
В меньшинстве производители сложных тренажеров, несмотря на повышенную маржинальность продукта. Их доля рынка порядка 10%. За прошлый год выручка в этом сегменте составила 53 миллиарда рублей.
«Чем сложнее продукт ты выпускаешь, тем там выше маржинальность. Вот, шведские стенки. Там очень низкая маржинальность, их может сделать любой человек. А складную баскетбольную стойку профессиональную уже обычный человек не сделает», — объясняет владелец компании «Олимпсити» Руслан Позюков. Его компания один из ведущих отечественных производителей инвентаря для спортзалов.
Такое распределение доходов в отрасли эксперты связывают со стратегическими задачами.
«Задача отрасли — поддерживать и спорт высоких достижений и самое главное — массовый спорт, здоровый образ жизни для населения. Именно на это нацелена вся эта стратегия», — отметил президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.
Кризисные явления нынешнего года не могли не сказаться на отрасли отрицательно. На примере предприятия «Олимпсити» видно, насколько серьезный удар нанесли сразу два фактора: скачок курса валюты и пандемия коронавируса.
Первый фактор, как прогнозирует руководство предприятия, снизит закупки спортивного оборудования до 70%. Пандемия коронавируса уже привела к нарушению схемы логистики и поставки деталей из Китая. Продукция отечественных производителей, которая частично зависит от поставок из Китая, неизбежно подорожает — по оценкам экспертов, можно ожидать роста ценника до 30%.
На Ставрополье не зарегистрировано ни одного промышленного производства спортивных товаров. Отрасль представлена штучным производством известного спортсмена Василия Скакуна — заслуженного мастера спорта и основателя ставропольской компании Skakun Original.
Еще в 1972 году он придумал, как укрепить конструкцию акробатической дорожки. Через пару лет он выиграл на дорожке собственной конструкции чемпионат мира.
Заняться массовым производством его подтолкнули немецкие коллеги, которые связали его с компанией Spieth. В конце 1990-х он получил заказ от немецкой компании на производство дорожек с покрытием из фибергласса.
«Мы на этих дорожках подготовили 20 чемпионов мира. Поэтому нам было легко контролировать качество своего товара, потому что наши же ребята говорили, что хорошо, что плохо, где слишком мягко или наоборот жестко», — вспоминает собеседник агентства.
Последние 10 лет свои дорожки Скакун выпускает под сертификатом качества международной федерации гимнастики. Периодически они проходят переаттестацию на соответствие стандартам и в этом году тоже предстоит обновить сертификат, отметил Скакун.
Долгие годы небольшое гаражное производство выпускало дорожки под немецким брендом Spieth. Когда же удалось модернизировать конструкцию, пришлось начать производство под собственным брендом. Так появился Skakun Original. И до сих пор мастерская Скакуна выпускает две модели дорожек, на соревнованиях международного уровня используется оборудование собственного фамильного бренда Скакуна.
«Все чемпионаты мира и Европы за последние 5 лет проводили на нашем оборудовании», — рассказал собеседник агентства.
Несмотря на текущий кризис, по его словам, заказы продолжают поступать из Казахстана, Германии и Америки.
«Мы тоже думали, что нам делать сейчас [в период пандемии]. Нас даже удивило, что казахи тоже сидят на карантине, но они чуть ли не в ближайшую среду просят, чтобы мы отправили. Немцам мы готовимся отправлять первый [в этом году] заказ, а они уже второй заказ сделали. Потом в Америке, где на нашем оборудовании проводили большой национальный чемпионат (еще до начала пандемии). Они сказали, что тоже готовы заказать», — рассказал Скакун.
Отсутствие конкуренции на ставропольском рынке спортивных товаров он объясняет уникальным стечением обстоятельств, которые сложно повторить.
«Я никогда не брал государственную помощь. Надеюсь только на себя, это самый выгодный вариант. Получилось так, что вовремя скупил несколько больших гаражей. И у меня не только эта деятельность — бесплатно оздоравливаем тысячи людей в Академии здорового образа жизни. Все это взаимосвязано», — поделился Скакун.