Posted 20 декабря 2019, 04:17
Published 20 декабря 2019, 04:17
Modified 16 октября 2022, 18:21
Updated 16 октября 2022, 18:21
Новый враг
Не так давно губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров на заседании краевой антинаркотической комиссии акцентировал внимание на новой угрозе – никотиносодержащих смесях – «снюсах». Снюс – это жевательный табак с различными ароматами и вкусами. Главным его компонентом является никотин. В одной порции табака его в пять раз больше, чем в одной сигарете.
«Нам необходимо оперативно реагировать на новые угрозы и делать все возможное, чтобы в первую очередь защитить от опасности детей», — подчеркнул Владимир Владимиров.
Потом стало известно, что ставропольское правительство разработает законопроект об ограничении продажи никотиносодержащих изделий в России. Его внесут в Госдуму в начале следующего года.
После этого «антиснюсовская» агитация вышла на новый уровень.
Активисты в Кисловодске Ставропольского края начали сбор подписей с требованием запретить снюс. Сбор подписей для последующей передачи их губернатору был организован в Кисловодском медицинском колледже.
В Пятигорске демонтировали автомат по продаже снюса, который был установлен прямо возле учебного заведения – Пятигорского медико-фармацевтического института. Любой желающий, включая несовершеннолетних, мог свободно приобрести здесь никотиновую смесь. Устройство, разумеется, не могло проверить паспорт покупателя. Глава Ставрополья отметил это событие в социальных сетях.
«Вот такой «аппарат смерти» был установлен около фармацевтической академии в Пятигорске. Здесь продавали так называемые «снюсы». Смеси с высоким содержанием никотина. По сути, яд», – написал Владимиров в своем Инстаграме.
Потом на прямую линию с губернатором дозвонилась обеспокоенная жительница Ставропольского края и просила уточнить, когда примут закон о запрете снюса.
«На 20 декабря назначено заседание Думы Ставропольского края. Я уже вышел с инициативой о запрете снюсов, продаже никотиносодержащих смесей на территории Ставропольского края. Надо будет запрещать. В сигарете до 2 миллиграммов никотина, а в снюсе сразу 39. Это и привыкание, и все вытекающие отсюда болезни. Многие сейчас обвинят меня в превышении полномочий, что это не наш уровень влияния. Но знаете, если мы не будем заботиться, то до тех, кто сверху принимает решения, тоже тяжело будет достучаться», — рассказал Владимиров.
Он добавил, что Ставрополье планирует выйти с инициативой о запрете никотиносодержащих смесей для детей на заседание думы РФ.
«Думаю, что мы уже в конце этого месяца получим законные права, чтобы запретить торговлю на территории Ставропольского края пока что только для детей. Как мы с „Лирикой“ боролись? Пока мы не начали ее совсем запрещать, все этим пользовались. Взрослые, в медицинских целях, еще в каких-то целях. Пока мы совсем не запретили», — сообщил Владимиров.
После этого депутаты Думы Ставропольского края решили первыми предложить закон о полном запрете никотиновых смесей.
Снюс – лишь начало?
Руководитель отдела профилактики организации «Здоровое Ставрополье», выявившей несколько автоматов по продаже снюсов, Олег Егоров сообщает, что они занимаются реабилитацией попавших в наркотическую зависимость лиц и понимают, что профилактика – одно из важнейших направлений работы
«На территории Ставропольского края у нас два мужских и один женский реабилитационные центры. Позиция нашей организации – это профилактика, вторичная профилактика и третичная, мы боремся по мере своих сил, привлекаем общественность. У нас в организации помимо медицинских психологов, работают также люди, которые были в алкогольной и наркотической зависимости, поэтому мы понимаем, что это за проблема и как тяжело из этого вылезать», – рассказал общественник.
Из-за высокой концентрации табака у детей уже были отравления.
«Были случаи отравления молодежи из-за большой концентрации табака, например, молодой парень в Петербурге. И у нас женщина обращалась к специалистам: ее сыну дали попробовать, ему стало плохо, закружилась голова и была рвота. Даже если говорить только о табаке, то для человека, который привык курить по две пачки в день, концентрация табака, содержащегося в снюсе, нормальна, но для подростков это количество вызовет такую реакцию», – считает Егоров.
При этом есть и другие опасности.
К нам поступают ребята 19-20 лет – они употребляли снюс, что подтолкнуло их впоследствии к более тяжелым наркотикам. Раньше была «соль для ванн», «Лирика» другие вещи, снюс вполне может дойти до этого, стать носителем наркотической заразы», – отметил собеседник.
Опасными, по его словам, могут быть и добавки, ароматические «отдушки», которые находятся в снюсе.
Мы носим и едим синтетику, наркотики тоже становятся синтетическими, даже 10 лет назад они были, в основном, натуральными. Сейчас есть разные ароматизаторы, вкусы, чтобы употреблять тот либо иной продукт хотелось снова и снова, например, те же газированные напитки. В снюсы тоже добавляют что-то, чтобы хотелось еще, но эти добавки новые, и на каждого человека могут подействовать по-своему», – предупреждает общественник.
«Мы подхватили инициативу губернатора по поводу снюсов, наши волонтеры нашли несколько таких аппаратов по Ставрополю, сообщили и через пару часов их убрали. Также мы проводили рейд по табачным магазинам, в больших магазинах их сразу убрали, в более мелких табачных лавках они продаются до сих пор», – сообщил Егоров.
Снюсы – лишь вершина айсберга
Депутат краевого парламента Николай Новопашин рассказал, что в последнее время с подростками начались проблемы, вызванные ранее не привлекавшим к себе внимание веществом.
«В Москве, Ростове-на-Дону, Ставрополе, в городах-курортах и миллионниках у детей появились проблемы: психозы, обмороки, вызванные непонятным веществом, на лицо факты, что идет передозировка, отравление психотропным, синтетическим препаратом. Оказалось, что виной этому жевательные конфеты, снюсы, которые до этого продавались спокойно, и молодежь их употребляла без подобных последствий. От высокой концентрации никотина было поражение слизистой, но такого не было, предполагаю, что на этот раз они пропитаны каким-то веществом», – рассказал депутат
Он напомнил случай, когда определенный завод пропитывал наркосодержащими веществами кондитерский мак и наркоманы спрашивали в магазинах конкретно расфасовку этого завода.
«А сегодня эти деятели, видя, что молодежь употребляет снюсы, решили пропитывать их, это произошло во многих регионах, все забили в колокола: общественники начали изучать вопрос, оказалось, что аппараты по продаже снюсов стоят в Пятигорске, Буденновске, Ставрополе. В Пятигорске аппарат стоял возле фармацевтической академии, а рядом ПГУ, места скоплений студентов: там 4 вида снюсов, все по 300 рублей. Второй и третий аппараты в Ставрополе и Буденновске находились тоже возле учебных заведений, например, в Ставрополе возле Аграрного университета», – указал Новопашин.
При этом он призывает найти источник проблемы.
«Если сейчас мы ликвидировали эти аппараты со снюсами, то потом начнут пропитывать что-то другое, вплоть до соков, которые мы не можем запретить продавать. Надо не «бить по хвостам», а найти источник проблемы, ведь где-то есть люди, которые в малых дозах кладут наркотический препарат в снюсы, а он формирует у подростка зависимость. Он помнит это состояние эйфории и со временем переходит на более тяжелые наркотики», – предупредил парламентарий.
Также он раскрыл схему, благодаря которой борьба с наркоманией в России в последнее время осложнилась.
«Я бы сегодня начал анализировать все посылки с Китая, ведь почтой, на разные фамилии и почтовые отделения приходят 3-4 компонента, которые в отдельности не являются наркотиками, потом эти вещества смешивают и получается наркотик, который так и называется, «дизайнерский». Для того, чтобы запретить вещество, нужно взять его формулу и внести в перечень запрещенных препаратов, что занимает полгода – год, но в этих посылках один из компонентов каждые три месяца меняется, получается другая формула, которая не подпадает под законодательство. Есть сложность и для медиков, так как раньше, когда были опиум, марихуана, врачи изучали их и знали, как реагировать, а с постоянно меняющейся формулой мы не понимаем действия на психику, не успеваем провести наблюдение, дать лекарство», – рассказал собеседник.
Принятые властями меры правильны, но недостаточны.
«Губернатор 3 декабря на антинаркотической комиссии дал поручение правительству и краевой думе разработать закон и 20 декабря он будет принят, позиция депутатского корпуса однозначна. Но закон будет запрещать конкретно снюсы, я бы обратил после них внимание на кальяны, электронные сигареты и жидкость для вейпов. Представьте, если это вещество добавят в кальяны по всему городу, это же полгорода будет не в адеквате», – переживает депутат.
«Я хотел бы не просто принять закон, но копать глубже, найти тех, кто это делает, поднимает руку на наш генофонд. К тому же надо понять, кто дал разрешение на установку этих автоматов, какое наказание понесли чиновники, которые это допустили. И главное – надо понять, почему молодежь хочет вывести себя из трезвости, в них заложили что-то потреблять, лишь бы не быть трезвым: важно разобраться с корнем проблемы, почему наши дети не хотят жить», – поделился мнением Новопашин.