Posted 3 августа 2019, 16:22
Published 3 августа 2019, 16:22
Modified 16 октября 2022, 18:21
Updated 16 октября 2022, 18:21
О тяжелой ситуации в пожарных частях МЧС NewsTracker рассказал сотрудник ведомства. Опасаясь за свою карьеру, он просил не указывать его имя и место службы.
В нехватке финансирования, по словам собеседника, нередко виноваты начальники отрядов, которые злоупотребляют своим служебным положением. В одном из районов начальник отряда МЧС даже попал под суд за растрату — на машину, магнитолу, поездку за границу, вспоминает собеседник агентства.
В итоге денег не хватает даже на топливо для пожарных машин. И тут спасателям остается надеяться только на благотворительность местных сельхозпроизводителей.
Зимой, когда выездов немного (1-2 в месяц), топлива хватает. Но летом начинается сезон засухи и пожаров. Это самый тяжелый сезон для спасателей — около 14 вызовов за сутки. В жаркие месяцы, по словам собеседника, топлива для пожарных машин не хватает.
«В летний период, когда все горит, поля горят — 14-15 выездов за сутки. Топливо улетало тоннами в месяц, не хватало катастрофически. Я слышал от начальника, что он у того фермера попросил, у того фермера попросил, потому что у нас не было, ну не было за что заправиться», — рассказывает собеседник агентства.
Зарплаты пожарным не хватает, поэтому все подрабатывают. Вместо отдыха после круглосуточной смены спасатели подрабатывают в такси, на стройках.
«В основном такой контингент работает — либо строители, либо таксисты, кто-то хозяйство держит. Они 24 часа отработали, сменились и идут на какую-то другую работу, потому что зарплаты 15 тысяч на семью не хватает», — рассказал собеседник.
Оклад 15 тысяч рублей — это с учетом надбавок за выслугу лет, за дополнительные компетенции. А в первые годы работы пожарные в Ставропольском крае получают сейчас минимальную заработную плату, отметил пожарный. Размер оклада соответствует МРОТу — чуть больше 11 тысяч рублей.
Чтобы получать надбавки, спасатели стараются повышать разряд и проходить все доступные курсы, где учат определять уровень радиации, оказывать первую медицинскую помощь, работать в задымленном помещении. Но надбавки за такие умения иногда почти никак не оплачиваются.
«То есть, если ты отучился, например, получил удостоверение газодымозащитника, выделили тебе аппарат, за это должна быть надбавка — за год 15 рублей, не тысяч, а 15 рублей… А газодымозащитник — он с баллоном сжатого воздуха заходит в задымленные помещения. Мы звеном заходим в дом, находим очаг и тушим его. Там непригодная для дыхания среда. Несколько раз вдохнул и можешь получить отравление», — рассказал пожарный.
Форма пожарного сильно изнашивается в течение года, особенно в летние месяцы. Выходя на смену, синие костюмы МЧС пожарные носят круглосуточно. На вызовах работают в той же форме, надевая сверху огнеупорные костюмы. Поэтому форму положено обновлять каждый год.
«Носить [форму] стараемся аккуратно, потому что знаем, что могут быть перебои с этим делом. Стараемся сильно не застирывать. Состояние формы сильно зависит от того, сколько выездов, где, как и что тушить. На любом выезде все равно ты в ней, а сверху одеваешь боевую одежду. Но все равно она прованивается дымом. После со смены кидаешь в стирку, а она выстирывается, быстро теряет цвет — была ярко синяя, а становится застиранная. Конечно, за год у нее вид уже печальный», — рассказывает пожарный.
С новой формой, по его словам, регулярно возникают проблемы. Поставку новых комплектов могут задерживать от одного до нескольких месяцев. Некоторые части в нынешнем году до сих пор не получили новую форму, которую должны были выдать еще в марте, отметил собеседник.
Кроме того, новая форма, по его словам, обычно не подходит по размеру, зачастую выдают комплект на несколько размеров больше. Чтобы ушить новый комплект, приходится отдавать его в ателье и платить из своей зарплаты 1,5-2 тысячи рублей.
«Мне проще пойти в “Блок пост” и купить нормальную форму моего размера. За все годы работы у меня лежит два комплекта подходящего размера», — рассказал собеседник.
Денег не хватает не только на топливо, но и на ремонт помещений. Ссылаясь на недофинансирование, руководители отрядов могут откладывать работы годами. В одной из пожарных частей, в которых работал собеседник, замены шифера на протекающей крыше ждали 14 лет.
Рядовые пожарные, по его словам, редко жалуются на недостаток финансирования. Вопросы обеспечения целиком возложены на руководство и решают их на бумаге. Рядовые спасатели только на планерках слышат о том, какие суммы может получить пожарная часть. Сколько денег действительно расходуют на закупку топлива, ремонт в пожарной части, обмундирование, остается загадкой.
«Начальники пишут заявку — что нужно закупить. Они пишут заявку на отряд, отряд отправляет на Ставрополь — нужна какая-нибудь запчасть или топлива не хватает», — пояснил собеседник.
Пожарные не жалуются только на технику. Ее действительно меняют по необходимости — иногда списывают, даже не дожидаясь окончания гарантийного срока, который составляет около 7-8 лет.
«Техника даже не успевает изнашиваться. То есть не изнашивается до такой степени, чтобы она прям легла, что резины уже нет. Техника более-менее в порядке», — пояснил собеседник.
Поэтому машины, как правило, проходят только техобслуживание и обходятся без капитального ремонта.
Одним из главных разочарований последних лет, по словам собеседника, стала работа в зоне наводнения в 2017 году на Кавминводах.
В затопленные села пожарных отправляли на 10-11 дней, а командировочные платили всего по 100 рублей в сутки. Не оплачивая при этом больше ничего — питаться приходилось самим, домой многие пожарные тоже возвращались сами, чтобы не ждать служебных автобусов.
«Я, когда приехал из командировки, отчасти был доволен. Мы там какую-то помощь оказали людям. А отчасти был разочарован в том, что за эти 11 дней мы столько всего сделали, а мою помощь оценили всего лишь в 1100 рублей», — сетует собеседник агентства.
При этом работа в зоне затопления, по его словам, была изматывающей, спасатели жили вместе с пострадавшими.
«Условия спартанские — 11 дней жили там в спортзале на полу. Это, я считаю, ничего страшного. Люди, у которых дома утонули, тоже ущемлены в бытовых условиях. Мы там нужные вещи делали, очень нужные — ходили по дворам, помогали людям. В каждый двор заходили и помогли. Я понимаю, что я нужен там, действительно нужен. Я там добрые дела делаю — помогаю людям. Но почему это оценивается в 100 рублей в сутки, я не понимаю никак, вообще никак», — говорит спасатель.
«Я прожил там 11 дней. Питание за свой счет. Свою зарплату я там оставил — проел. Спасибо, ребята! Спасибо, все довольны. Все разъехались на своих машинах домой, вот так мы оказываем [помощь]», — отметил собеседник агентства.
Сейчас спасателям обещают новую жизнь с достойным заработком. Нужно только подождать. С 1 августа спасателям должны начислять зарплаты от 24 тысяч рублей. С нового года зарплаты обещают поднять выше 30 тысяч рублей. Это стало возможным после вмешательства президента.
На «Прямой линии» 20 июня на свою зарплату 16 тысяч рублей Путину пожаловался пожарный из Калининградской области Станислав Таукачикас. Сообщалось, что спасателя после этого не уволили. А президент пообещал выделить дополнительные средства на увеличение зарплат спасателям.
Чтобы поднять зарплаты, из бюджета выделят 4,3 миллиарда рублей. Для этого потребовалось внести поправки в федеральный бюджет. Необходимые документы уже подписаны, по сообщениям федеральных СМИ.
В последний раз повышение зарплат едва не привело к снижению доходов. Повышение окладов в пожарных частях прошло в 2012 году, вспоминает собеседник агентства. Тогда сотрудникам увеличили оклад, но одновременно урезали надбавки, которые рассчитываются как процент от оклада.
Одновременно началась отрядах МЧС по краю началась оптимизация, рассказал собеседник NewsTracker.
«В отрядах идут сокращения, их передают в Ставрополь. Теперь они будут относиться к главному управлению. Это нововведение с 1 июля произошло. За счет перевода в отрядах сократили численность бухгалтеров, замов разных, газовиков. Ну, лишних людей, которые там особо роли не играли, их как бы убирают. И за счет этого там штаты нам добавляют», — рассказал собеседник агентства.
Уже сейчас оптимизация позволяет освобождать пожарных от лишней работы. В отдельных частях удается отказаться от многолетней устоявшейся практики работы пожарных на телефоне, когда не хватает диспетчеров.