Posted 14 июня 2019, 08:33

Published 14 июня 2019, 08:33

Modified 16 октября 2022, 18:12

Updated 16 октября 2022, 18:12

«Сбежать в Голливуд, как план Б» — беседы с начинающими режиссерами Кавказа

14 июня 2019, 08:33
В Ставрополь съехались молодые кинорежиссеры для участия в питчинге. Корреспонденту NewsTracker удалось пообщаться с дебютантами о мечтах, планах и деньгах.

Актриса Ногайского драматического театра, студентка Карачаево-Черкесского государственного университета и Колледжа культуры и искусств имени Даурова Евлоева Нэлля.

Ты работаешь и учишься в 2-х учебных заведениях, и еще хватает времени на кино?

Да, хочется попробовать себя в чем-то новом.

С кем ты здесь?

Я приехала вместе со своим художественным руководителем, который написал сценарий будущего фильма «Побег в Аул» — это 23-х минутная комедия о том, как городская фифа почти случайно приезжает в аул.

Это наш дебютный выход на питчинг, раньше защищали проекты только на форуме Машук.

В прошлом году, к слову, на форуме дали грант на реализацию моего проекта — перевод мультфильмов на родной язык. Скоро будет презентация мультфильма «Ледниковый период» на ногайском языке.

Это первый опыт, связанный с кино?

Да. И это очень интересно, я посмотрела несколько проектов, и я была в шоке от того, насколько разношерстные люди здесь собрались. Думала, что в основном будут комедии и драмы, на удивление оказалось много ужастиков.

Какое будущее вы хотите дать своему фильму?

У нас в районе нет кино, и надо что-то продвигать, тем более сейчас растет такое поколение, которое само снимает себя на видео, все эти вайны, тиктоки — они уже не могут без кино, и нам надо попробовать дать им кино, которое будет им близко.

Но и самореализация играет не последнюю роль. Интересно испытать себя — получится или нет? Может получится и пойдет дальше.

Что думаешь о Голливуде?

Пока вообще не думала, но поехать и посмотреть, как там все происходит, было бы очень интересно.

Режиссер студии ДагФильм, руководитель центра развития кино Ислам Ханипаев. Ислам презентовал на питчинге полнометражный игровой фильм «Учитель. Тренер. Брат» — спортивная драма хронометражем примерно 1 час 45 минут.

О чем твой фильм?

Это история учителя по имени Саид, который в прошлом подавал большие надежды, уехал в Москву, но потом вернулся в Дагестан простым учителем. Он встречает двух братьев, один из них - математический гений. Но дети выбрали для себя философию джунглей, как систему выживания.

Это фильм поднимает самую главную тему для подрастающего поколения наших республик «Учись или дерись».

Я смотрю, вы не боитесь затрагивать острые для республики темы.

Новое руководство республики нас поддерживает. Старое руководство республики было арестовано, к счастью. Об этом ранее мы уже снимали полнометражный художественный фильм детективный триллер «Сиситема 05» (2017 год) о коррупции и убийствах в Дагестане, его показывали в кинотетрах. На нем мы попробовали все наши силы.

До этого были исключительно любительские короткометражные работы под кинофестивали — получали определенные награды.

И все-таки не страшно снимать фильмы о коррупции действующей власти?

Здесь, наверное, работает геройский клич, когда у тебя большая сила приходит и большая ответственность, как говорилось в фильме про Человека-паука. Мне кажется, что нутро мое не режиссер и не сценарист, на самом деле, я — рассказчик, а кино это способ рассказать историю.

Более понятный способ для большого количества людей, потому что не все читают книжки, не все ходят в театр. Этот вид искусства доступен всем и все на него ходят и растно платят деньги.

И если уж ты берешься за такой инструмент, ты должен для себя твердо решить, какие истории ты будешь рассказывать. Я считаю, что фильмы ужасов и комедии без конкретного социального позыва — это не то, чем мне хотелось бы заниматься. Если ты становишься на конвейер по зарабатыванию денег, то для себя ты не сможешь обрести какого-то самоуважения.

Чем 10 тысяч смеющихся в кинотеатре, лучше в 10 раз меньше, которые посмотрят и поймут, что такая проблема есть и надо ее как-то решать.

Какое будущее планируете дать своему фильму?

В первую очередь прокат на Кавказе и фестивали.

А какое будущее видишь для себя как режиссера?

Есть один путь — это становление себя как режиссера в республике и при ближайшей возможности сбежать отсюда. Это план Б.

План А — это полностью посвятить себя развитию кино в Дагестане. Конечно, этот план предполагает некую жертвенность мою и всего нашего коллектива. Но мне кажется, что если на 3 миллиона человек найдутся 3 режиссера и они сбегут из республики, то здесь не останется совсем ничего, ни культуры, ни образования. Мы все эти вопросы себе задали с самого начала, решили для себя и больше этими вопросами не задаемся.

Автор сценария и режиссер фильма «Хэллоу, Грозный!» Шамиль Агаев (родом из Грозного, живет в Тюмени).

О чем твой фильм?

Молодой и успешный главный герой родом из Чечни, который живет в Англии, возвращается на родину и тут начинаются приключения европейца на Кавказе. Мы хотели поразмыслить над тем, что определяет национальность человека — место проживания, язык на котором ты говоришь или какие-то личностные качества?

В итоге главный герой совершает путешествие не только географическое, но и путешествие внутри своей души в поисках ответов на многие вопросы.

Когда и где можно будет увидеть фильм?

Фильм находится в проекте. У нас написан сценарий, мы провели и будем проводить кастинг. У нас уже есть сбитая команда — режиссер, оператор, звукорежиссер и до конца лета мы планируем завершить съемки.

Фильм будет идти 20 минут, он войдет в киноальманах, который соберет в себе 4 короткометражки из разных регионов — Грозный, Тюмень, Челябинск, Екатеринбург. И мы рассчитываем выпустить это альманах в прокат в 2020 году.

Раньше уже участвовал в питчингах?

Это не первый мой питчинг — но я никогда раньше не выигрывал. Когда я понял, что хочу связать свою жизнь с кино, я понял и то, что большая часть этой работы — это самопрезентация.

Тебе удалось выиграть 500 тысяч рублей на съемки. А что еще тебе дал питчинг?

Я встретил на питчинге много ребят, которые по идее мои конкуренты, но они все клевые, с ними очень классно соревноваться. Они очень крутые и мне очень приятно, что я могу с ними тягаться.

Теперь я уже знаю, если я приеду делать какой-то проект на Кавказ, у меня здесь гигантское количество знакомых тем или иным образом связанных с кино и к ним я всегда могу обратиться по любому вопросу.

Автор сценария и режиссер документального фильма «50 лет под землей» Валдис Пеленицын (г. Краснодар)

Как ты пришел в кино?

Тернистым путем. Получил образование режиссер шоу-программ, учился на театральном факультете.

Кино и съемками занимаюсь около 10 лет. Начинали мы с другом, на любительском уровне и потом потихоньку росли, выходили на разных людей. Работали с caramba.tv, снимали для регионального телевидения, пока они нам давали возможности делать что-то более ли менее хорошее. Снимали художественные веб-сериалы и короткометражки.

Сейчас с ними довольно посредственно сотрудничаем. Разные были проекты, в том числе съемки на дикой природе, под землей и не под землей.

Почему документалка? Почему пещеры?

Из-за увлечения пещерами и родилась эта идея фильма «50 лет под землей» про одну из самых больших по объему и глубине пещер на планете. Она находится на Кавказе, в Абхазии, но мало кто об этом знает. И еще мало кто знает, что 3 самых больших пещеры в мире находятся на Кавказе.

А это прикольная тема — необычный параллельный мир. Там все подругому. Человек горные вершины все уже давно покорил, а под землей каждый год новые километры дорог открываются. Каждый год что-то новое открывают — микроорганизмы, флора, фауна. И от это у этих пещер есть ценность как научная так и приключенческо-авантюрная. И это круто.

Чего вам не хватает для реализации проекта?

Смета у нас есть, команда есть. Не хватает продюсера, человека, который будет курировать проект, найдет нам деньги, выход на телеканалы или в прокат.

Про людей в таких условия фильмов нет, по крайней мере в России. Про Эверест есть, а про подземный Эверест, про тех кто покоряет пещеры, никто не знает. И это вызов — быть первыми и понравиться большому количеству людей.

Режиссер, сценарист, выпускница мастерской Николая Лебедева Евгения Юстус.

Что вы привезли на Ставрополье?

Мы с продюсером выпускницей Высшей школы кино «Арка» Кариной Гайдаровой, представляем здесь полнометражный проект приключенческого триллера «Наследница», который завязан на локациях Кавказских Минеральных вод.

Целых 7 локаций мы планируем использовать, рассказать о Ставрополье как минимум всей России, погрузить зрителей в атмосферу красоты показать и рассказать через фильм историю Ставропольского края.

О чем кино?

Чтобы получить наследство известно ставропольского знахаря менеджер по туризму, которая живет в Испании, приезжает на КМВ и отправляется на поиски тайников оставленных дедом. Но выясняется что есть еще несколько наследников, один из которых готов на все, чтобы ей помешать.

С чего начинался ваш путь в кинематографе?

У меня первое образование актерское, я несколько лет проработала в театрах, второе образование — связи с общественностью. Я пришла к режиссуре и написанию сценариев через рождение троих детей.

До этого я написала книжку про семейное образование, которая в этом году еще раз переиздается. И я с прошлого года снимаю короткометражные фильмы. В полнометражных фильмах — это мой дебютный проект.

У Карины уже 6 короткометражных фильмов за плечами, где она была в качестве исполнительного продюсера, второго режиссера.

О Голливуде мечтаете?

А зачем ехать в Голливуд, чтобы снять блокбастер? Мы снимем блокбастер у вас в Ставропольском крае, у вас для этого все есть. Мы привезем сюда крутых актеров — Эвклид Кюрдзидис, который сам родом отсюда, уже дал свое согласие на участие в нашем проекте. У нас очень крутой оператор из Америки.

Так что лучше мы привезем всех сюда и покажем, как здесь круто. И потом Голливуд будет сам ехать сюда — к нам, к вам, в Россию, на Ставрополье — чтобы снимать свое кино.

Подпишитесь