Бизнес и власти поделили небо над Ставропольем

14 июня 2019, 19:24
Спрос на авиаперелеты в России растет, но сеть аэропортов не готова к такому наплыву клиентов. Как будет развиваться авиасообщение на Ставрополье, разбирался NewsTracker.

Непопулярная заграница

Россияне все чаще летают на самолетах. За весь прошлый год авиакомпании перевезли более 35 миллионов россиян. И каждый год популярность авиатранспорта в России только растет. В прошлом 2018 году прибавилось почти 3 миллиона пассажиров. В новом году только за первые 4 месяца прибавилось еще более 1,2 миллиона пассажиров.

Дальние перелеты за границу пользуются наименьшим спросом. Наиболее популярны внутренние рейсы, на которых в прошлом году авиакомпании перевезли почти 60% всех пассажиров (68 миллионов человек).

Но те, кто летает за границу, отправляются в дальние перелеты. За границу в прошлом году вылетали чуть более 47 миллионов человек. И только порядка 7 миллионов из них летали в страны ближнего зарубежья.

Несмотря на растущую популярность авиаперелетов, в России сейчас гораздо меньше аэропортов, чем было раньше.

«За последние 25-26 лет в 3 сократилось количество населенных пунктов, которые имеют авиационную связь», — сообщил президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.

Поделенный рынок

Рынок аэропортовых услуг в России превышает 150 миллиардов рублей. Такие обороты зафиксированы по итогам прошлогодней отчетности российских аэропортов.

Рынок пассажирских авиаперевозок контролируют 5 компаний, которые обслуживают более 65% пассажиров. В лидерах компании «Аэрофлот», «Сибирь», «Победа», «Россия» и «Уральские авиалинии».

В нише авиационных грузоперевозок рейтинг лидеров выглядит немного иначе. Крупнейший перевозчик — ООО «Авиакомпания «ЭйрБриджКарго», которая входит в структуру логистической компании из Нидерланд. Компания перевозит около половины всех грузов. «Аэрофлот» перевозит вдвое меньше и занимает второе место. За ним с существенным отставанием «Победа», «Россия» и «Сибирь».

Между правительством и бизнесом

В Ставропольском крае всего 2 основных игрока — аэропорты Ставрополя и Минвод. Представители обоих аэровокзалов пока не ответили на официальные запросы NewsTracker.

В обеих компаниях меньший пакет акций принадлежит Минимуществу Ставропольского края. Однако аэропорт Минвод развивается активнее.

В 2016 году появилась информация о смене коммерческого партнера краевого правительства. Прежде контрольным пакетоме акций владела компания «Аэроинвест». С ней правительство судилось, пытаясь доказать, что компания незаконно приватизировала аэропорт в 2012 году. Когда начались судебные тяжбы, «Аэроинвест» оплатил ущерб в 620 миллионов рублей, о котором заявляло правительство, и продал свой пакет акции новосибирской компании «Новапорт».

Власти тоже оказались не особенно заинтересованы в контроле над аэропортом. На волне информации о перепродаже контрольного пакета акций Минимущества Ставрополья предлагало продать избавиться от 14% акций. При соотношении частных и правительственных акций 60% и 40%, госпакет мог бы сократиться до 26%. Продажу внесли в план приватизации на 2017 год, но сделка не состоялась, так как не нашлось покупателя.

После смены владельца главного пакета акций уже на следующий год пассажиропоток в аэропорту Минвод увеличился на треть и превысил 2 миллиона человек.

В ближайшие 3 года, согласно стратегии, опубликованной на официальном сайте компании, пассажиропоток должен увеличиться до 3,5 миллиона человек. Примерно в полтора раза планируют увеличить объемы грузоперевозок — до 4 тысяч тонн к 2022 году.

Аэропорт Ставрополя выглядит менее развитым, несмотря на то, что больше обеспечен бюджетными вложениями. В нынешнем году правительство края заявило о вложениях на сумму 1,7 миллиарда рублей в реконструкцию ставропольского аэровокзала. Работы уже дважды откладывали при прежнем руководстве. В прошлом году в аэропорту появился новый руководитель. Однако пока пассажиропоток ставропольского аэровокзала более чем в 2,5 раза ниже, чем в Минводах.

#Видео #Аналитика #Юрий Слинько
Подпишитесь