Posted 29 мая 2019, 14:19
Published 29 мая 2019, 14:19
Modified 16 октября 2022, 18:10
Updated 16 октября 2022, 18:10
Спешить, чтобы не отстать
Каждый год в России добывают более 550 миллиона тонн нефти. Немногим меньше половины, по статистике, уходит в не переработанном виде за рубеж. Нефть и газ составляют более 50% всего российского экспорта, по данным издания «Бизнес-вектор». Около 25% доходов федерального бюджета приходится на эти ископаемые.
Чтобы не снижать темп добычи и объемы прибыли, недостаточно просто поддерживать работу существующих скважин. Поэтому в стране ежегодно запускают по 80-90 бурильных установок. Таковы оценки самих участников рынка. И здесь нефтяники несут самые большие расходы.
«Бурение — большой сложный процесс строительства скважины и ее технологического запуска. Весь этот процесс от начала и до конца составляет порядка 75% всех затрат на добычу», — рассказывает председатель комитета Торгово-промышленной палаты России по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса Юрий Шафраник.
Несмотря на потребность в непрерывном бурении, в последние 3 года российский рынок бурильного оборудования перестал расти. С 2016 года нефтяники в России стабильно тратят на бурильные установки по 56 миллиардов рублей в год. Две трети денег уходит на покупку самих бурильных установок и только ⅓ — на сборные детали для буровых скважин и дополнительную спецтехнику.
Оборудования производят в основном в России. Главный поставщик базирует свое производство на Урале. С началом антироссийских настроений здесь резко переориентировали сборку на отечественные комплектующие.
«Мы на 95% имеем уже все комплектующие российского производства. Есть конечно составляющие импортные, но они совершенно малы. Если говорить про 3-4 года назад, то это было 40%», — рассказывает генеральный директор компании «Уралмаш НГО холдинг» Юрий Карпов.
С этого предприятия в прошлом году ушли 18 комплексных буровых установок. Импорт остается только в среднем и легком весовом сегменте.
Предприятию приходится приспосабливаться под нужды заказчиков. В основном бурением в России занимаются по госконтрактам. Процедура розыгрыша тендера обязывает подрядчиков начинать бурение незамедлительно. Поэтому «Уралмаш» собирает на складе уже готовые машины, которые потом доставляет заказчику.
Перспективы рынка
Отрасль требует постепенного обновления буровых установок. Для этого в ближайшие 5 лет российским нефтяникам понадобится около 500 новых буровых установок, по оценкам ТПП РФ.
«Мы не производим сегодня столько. Мы не производим и половины. Значит, большие финансовые ресурсы уйдут на не российскую экономику а за границу», — председатель комитета Торгово-промышленной палаты России по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса Юрий Шафраник.
Традиционно аграрный Ставропольский край не останется в стороне. Ставропольская земля хранит около 91 миллиона тонн углеводородов (сырой нефти и нефти с примесями природного газа). Эти запасы оцениваются примерно в 18 миллиардов долларов — около трети всех полезных ископаемых, найденных на территории региона.
В последние годы, по данным Минприроды, добыча нефти в регионе планомерно сокращалась. Если в начале нулевых в крае ежегодно добывали больше 1 миллиона тонн нефти, то к 2018 году добыча сократилась до 800-850 тысяч тонн в год. По расчетам Минприроды края, нынешних запасов нефти и газа краю должно хватить еще на 100 лет.