Posted 16 ноября 2018, 12:31
Published 16 ноября 2018, 12:31
Modified 16 октября 2022, 17:59
Updated 16 октября 2022, 17:59
Исчезли лимиты - исчезли отходы
“Приходит индивидуальный предприниматель и говорит: у меня был с вами договор на 3 кубометра, сделайте, пожалуйста, на 1,5. Мы спрашиваем: в связи с чем такое уменьшение? “А нету у меня мусора”, - отвечает человек”, - повествует исполнительный директор ООО “Эко-Сити” Евгений Сабельников.
Контрагенты Эко-Сити ссылаются на постановление правительства Российской Федерации от 03.06.2016 №505 «Правила коммерческого учета».
Согласно ему, для юрлиц, расположенных в отдельно стоящих зданиях, возможен расчет платы либо по нормативу, либо по фактическому объему, рассказывает исполнительный директор ООО “Эко-Сити” Евгений Сабельников.
Это постановление стало всплывать в прессе в числе комментариев начатой “мусорной реформы”, с этим связан наплыв желающих легким взмахом руки уменьшить кубатуру своего мусора.
Но корень ситуации глубже: он в 2009-м году.
“В 2009 году малый и средний бизнес переведен на декларативную форму отчетности по отходам . По сути, у них основным документом для составления отчета стал акт выполненных работ от мусоровывозящей организации”, - комментирует Павел Степанян, исполнительный директор группы компаний “ЭкоЛайф” (компания занимается сопровождением экологической отчетности предприятий, -NT)
С 2009 года малый и средний бизнес утекает с “карты отходов” страны
С самого момента появления ПНООЛР сформировался специфический рынок - расчетом проектов по отходам, если к ним обращались юрлица, занимались проектные организации, осуществляющие экологическое сопровождение предприятий. Они принимали и обрабатывали данные для проекта по отходам, а потом передавали для рассмотрения и утверждения природоохранным органам.
Этот рынок есть и сейчас, но на нем происходят изменения, говорит его участник, исполнительный директор ГК “ЭкоЛайф” Павел Степанян.
“Сокращение рынка ПНООЛР (проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение) мы ощущаем, начиная с 2009 года (с момента перехода малого и среднего бизнеса на декларативную форму отчетности).”
Степанян указывает, что законодательная тенденция освобождения организаций от ПНООЛР сохраняется.
“С 2019 года будет меняться сам принцип разделения организаций на категории для экологического учета. Теперь они будут делиться на категории не по форме собственности, масштабу деятельности, региональной или федеральной поднадзорности, а на 4 категории по уровню негативного воздействия на окружающую среду. При этом, уже в рамках этой новой логики, планируют освободить от необходимости готовить проектную документацию по отходам организации, не относящиеся к 1 и 2- категории. Сюда войдут, например, школы и детские сады, которые образуют ТКО. Но ТКО - это далеко не “безобидные” отходы, они имеют повышенный класс опасности”.
Специалист считает, что реальная картина по отходам ускользает от государственного контроля уже давно.
“Сейчас, сдавая экологическую отчетность за юрлиц, когда мы видим резкий диссонанс, например, между количеством работников и количеством отходов, мы рекомендуем крупным организациям переделать проект. Но мы можем только рекомендовать. Руководителю ничего не стоит сказать, что отходов не накопилось, потому что сотрудники “были в командировках” или “работали удаленно”.
Изменение принципа учета не сделает эту сферу более подконтрольной, полагает собеседник.
“Проверенным временем инструментом для создания реалистичной “карты” образования отходов все же был и остается ПНЛООР” - подчеркивает специалист.
Минприроды не может добыть данные у самого себя
Регоператор принял “решение момента”, оперативно ориентируясь в законодательном разрыве, и попытался временно опереться на сведения об объемах образования отходов прошлых лет. Запросил в минприроды края информацию о выданных разрешительных документах нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
На запрос регоператора минприроды ответило, что технически не может отфильтровать данные по конкретным параметрам из-за несовершенства программного комплекса, где ведется эта база данных.
“На момент разработки программного комплекса “База данных природопользователей” < ... > не был предусмотрен механизм фильтрации поиска данных по конкретным условиям”, - говорится в ответе минприроды.
Таким образом, регоператор, ответственный за формирование логистики отходов, оказался полностью лишен какой-либо реалистичной информации о фактическом количестве отходов у юрлиц.
“Теперь каждый может сам себе выдумать любой объем отходов”, - изумляется Сабельников.
Теперь все питаются радугой и “облегчаются” бабочками
Разумеется, в реальности количество отходов ни у кого не уменьшается.
Сабельников напомнил, что на мусорном рынке были и остаются так называемые “мусорные пираты”.
“Это растущий черный рынок демпингового вывоза. Пользуясь бездействием прокуратуры, правоохранительных и природоохранных органов, частные перевозчики активно используют серую схему: вывозят ТКО как отходы другой категории, и предоставляют своим клиентам “кривые” документы. А самое главное, это - те компании, которых нет в списках партнеров регоператора, и мусор они вывозят куда угодно, только не на официальные полигоны. За полигоны нужно платить, поэтому именно у “пиратов”, работающих вне законной территориальной схемы вывоза ТКО, ниже и себестоимость, и рыночная цена” - объясняет Сабельников.
Логический разрыв в мусорном законодательстве
Мусор, который благодаря отсутствию контроля объемов образования и активности “мусорных пиратов”, оказывается на стихийных свалках - в лесополосах, оврагах и окраинах поселений, - тоже должен быть убран, продолжает рассуждать Сабельников.
“И будет убран, как и положено, регоператором, если относится к ТКО , - указывает специалист.
Оплачивать эту работу придется местным бюджетам - собственникам земельных участков, в том числе и сельским поселениям, тут же добавляет он.
“Это непосильная и абсолютно несправедливая нагрузка на местные бюджеты. Получается, налогоплательщики должны будут оплатить устранение вреда природе, который нанесли желающие сэкономить на “белом” договоре, вместо регоператора заплатив “мусорным пиратам”. Все население края ждет тяжелая расплата”, - возмущается собеседник NewsTracker.
Мусорная бомба в федеральных масштабах
Эта схема образования несанкционированных свалок имеет все шансы распространиться по всей стране с момента полномасштабного запуска мусорной реформы в 2019 году.
“Чтобы остановить этот опасный механизм, уже сейчас необходимо усилить контроль со стороны природоохранных органов. Кроме того, нужно срочно, в обязательном порядке, заложить в законодательство ужесточение контроля за образованием и движением отходов, штрафные санкции за занижение и сокрытие сведений об образовании отходов, дать регоператору возможность получать информацию от природоохранных органов по выдаче разрешительной документации и принимаемым отчетам” - настаивает Сабельников.
Собеседник упоминает также нестыковку в единицах измерения отходов:
“Отчетность в природоохранные органы и выдаваемые ими разрешительные документы содержат массу отходов в тоннах, а правила коммерческого учета прописаны в кубах. Нужна либо единая единица измерения, либо универсальный переводной коэффициент”.
“При таких условиях идея платежа за вывоз отходов, исходя из фактического объема, обрела бы здравый смысл: объемы были бы установлены объективно. А у регоператора появилась бы разумная нейтральная основа для расчетов”, - заключает Сабельников.
“Нужны новые федеральные законы “прямого действия”и содействие правоохранительных и природоохранных органов, прокуратуры, региональных и местных властей. Только так можно уничтожить всякую возможность для существования на мусорном рынке серых схем, которые сейчас работают внаглую”, - резюмирует специалист.