Posted 26 октября 2018, 14:47
Published 26 октября 2018, 14:47
Modified 16 октября 2022, 18:02
Updated 16 октября 2022, 18:02
Губернатор Владимир Владимиров пришел на Ставрополье в 2014 году с громким лозунгом о том, что краю пора «вырваться вперед». Но спустя четыре года прорыв до сих пор не намечается. Основные показатели, которые подчеркивало правительство края, — небольшое увеличение производства в сельском хозяйстве и промышленности (до 5% в год), в 2018 году обернулось 20% падением урожайности по всем основным показателям. Эксперты списывают на естественные процессы. С такими показателями за последние 4 года край потерял позиции, спустившись с 37 на 41 место в федеральном рейтинге развития экономики регионов, составленном РИА Новости.
Все годы работы Владимирова в должности губернатора Ставрополья сопровождались бюджетным дефицитом. С 2014 по 2016 год доходы бюджета края плавно сокращались — с 77 до 74 миллиардов рублей. Сейчас правительство рапортует о росте доходной части бюджета, умалчивая при этом, что доходная часть бюджета Ставропольского края почти втрое ниже, чем в соседнем Краснодарском крае, и вдвое по сравнению с Ростовской областью. При этом долговая нагрузка увеличивалась. Сначала правительство набрало почти 950 миллионов рублей бюджетных кредитов, которые потом пришлось реструктуризировать. Параллельно власти стали наращивать объем коммерческих кредитов — в 2015 году доля банковских займов в бюджете превысила 50% от всех заимствований. Это при том, что Ставрополье получает из федерального бюджета больше, чем перечисляет по обязательным налоговым статьям.
В результате неуклонно рос размер государственного долга – с 2014 по 2018 годы почти на 80% (с 21 до 37 миллиардов рублей), самый высокий в СКФО.
Крупные районные центры без кредитования уже не обходятся. Только в Пятигорске власти за последний год планируют набрать кредиты на сумму 1 миллиарда рублей. Минводы оформили кредит еще на 38 миллионов рублей.
При этом Минфин края в текущем году устроил проверки и выяснил, что свыше 20% бюджетных средств в регионе расходуются с нарушениями. Из 1,5 миллиарда рублей проверенных бюджетных расходов нарушения превысили 329 миллионов.
За четыре года руководства Владимирова Ставропольский край оказался среди самых бедных регионов Российской Федерации. По бюджетным расходам на душу населения Ставрополье находится в числе самых неблагополучных регионов и в 2017 году занимает 78 место. По соотношению доходов населения к стоимости товаров и услуг, Ставрополье находится на 61-м месте из 85 регионов Российской Федерации.
По объему производства товаров и услуг на душу населения регион занимает 66-е место.
В сфере социальных выплат край тоже Одно из последних решений губернатора тоже выведет край в антилидеры. Владимиров предложил установить прожиточный минимум пенсионера в регионе ниже, чем в целом по стране. Сейчас этот показатель равен 8 тысячам 135 рублям, а в следующем году по предложению губернатора он должен стать больше аж на 162 рубля (8 тысяч 297 рублей). При этом среднероссийский прожиточный минимум пенсионера равен 8 тысячам 583 рублей.
Кроме бухгалтерских просчетов с бюджетом, эксперты видят проблемы региона и в самой экономической стратегии региона, которая ориентирована скорее на исполнение указаний федерального центра, чем на развитие региона. Перспектив выхода из кризисного состояния не видно, ведь по объему инвестиций в основной капитал на душу населения Ставропольский край при Владимирове опустился на 71-е место.
Перекос предпринимательской активности в сторону торговли, которой занимаются 83% бизнесменов в крае, должен быть кардинально пересмотрен, считает сопредседатель краевого отделения «Опоры России» Павле Мрвалевич. Вместо торговли, по его мнению, регион должен развивать производственные и перерабатывающие предприятия.
Однако привычное бюджетное финансирование, которое диктуется федеральными программами, не помогает развивать предприятия, считает Мрвалевич.
«У нас созданы все формы поддержки предпринимательства, создана для этого вся инфраструктура, но поскольку бюджет мал, реальной поддержки эти институты финансирования не оказывают», — считает собеседник агентства.
Правительство края, по мнению Мрвалевича, выбрало ошибочную стратегию поиска инвесторов за рубежом. Самым надежным инвестором мог бы стать малый бизнес, если бы правительство оказывало ему нефинансовую поддержку — в виде готовых производственных проектов и бизнес-консультирования, отметил собеседник агентства.
Однако не удаются и крупные инвестпроекты. Так край фактически потерял санаторно-курортный кластер стоимостью 160 миллиардов рублей, под который на Кавминводах не нашлось подходящего участка. Из-за земельных споров Минкавказа решило перенести основных объектов будущего медкластера на территорию Карачаево-Черкесской республики.
Попытки начать правильную экономическую политику губернатор действительно делал или только делал вид. Таким проектом был региональный кадровый конкурс «Новая энергия», который должен был собрать наиболее активных специалистов в кадровом резерве правительства Ставрополья. Однако спустя два года никаких кадровых изменений этот проект не принес.
«Такие региональные конкурсы архиважны. Но при этом Владимиров оказался не готов кардинально поменять состав правительства Ставропольского края, сделать предложения, пожертвовать "своими", лояльными к нему и к федеральной политике чиновниками ради повышения эффективности развития края. Вроде бы как правильные инициативы с точки зрения конкретных результатов ни к чему не приводят», — считает координатор общественного движения «Центр гражданских инициатив СКФО» Валерий Ледовской.
После этого неудачного проекта, по мнению экспертов, правительство не предлагало важных и правильных инициатив. Провальной, как и предполагалось изначально, оказалась муниципальная реформа, объединяющая сельские поселения с районными центрами, которая еще больше замедляет процессы экономического развития региона.
«Как правило, экономически это нецелесообразно, ибо в эти округа попадают одновременно и крупные достаточно города, и поселения с совершенно другим экономическим бэкграундом, что лишает муниципальную экономическую политику необходимой гибкости. При этом приносится в жертву местное самоуправление, а ведь именно на этом уровне возникает частный малый бизнес, который может становиться средним и крупным, вытаскивая регион из долговой ямы», — отметил Ледовской.
С такой экономической политикой, по мнению экспертов, край еще долго может сохранять репутацию слаборазвитого региона.