Posted 31 июля 2018, 04:00

Published 31 июля 2018, 04:00

Modified 16 октября 2022, 18:00

Updated 16 октября 2022, 18:00

Почему банк блокирует транзакции? ЦБ разъяснил меры борьбы с мошенничеством

31 июля 2018, 04:00
С осени этого года банки будут обязаны блокировать подозрительные операции по банковским картам. С чем это связано и как избежать неудобств – рассказывает эксперт Центробанка.

Большинство россиян настолько привыкли к удобству и надежности банковских карт, что любая задержка может восприниматься как ЧП. А вскоре банки будут не просто вправе, но и обязаны блокировать сомнительные транзакции, совершенные с использованием электронных платежных средств. Соответствующий законопроект приняла Госдума.

Почему банки блокируют операции

Блокировка сомнительных транзакций связана с необходимостью обеспечить сохранность средств клиента. Только в 2017 году в России было выявлено около 300 тысяч попыток украсть деньги с банковских карт. Часть этих попыток была успешна – из-за действий киберпреступников россияне лишились в общей сложности более 1 миллиарда рублей.

«По инициативе Банка России работа по противодействию кибермошенникам, в том числе с помощью приостановки подозрительных транзакций, стала обязательной для банков именно потому, что этот механизм уже показал свою эффективность», - рассказал в интервью изданию Udm-info исполняющий обязанности директора департамента информационной безопасности Банка России Артем Сычев.

Многие банки и раньше практиковали блокировку подозрительных транзакций до выяснения обстоятельств. Теперь всем кредитным организациям предписано отслеживать и превентивно останавливать сомнительные операции, руководствуясь критериями Центробанка и внутренними предписаниями. К критериям подозрительности транзакции относятся, например, перевод больших сумм на несколько разных счетов или одновременное снятие наличных с одной карты в разных регионах.

«Банки смогут и сами дорабатывать критерии, исходя, например, из моделей платежного поведения своих клиентов. Кроме того, банки должны будут сообщать в Банк России об экономических параметрах хакерских атак: на какую сумму покушались злоумышленники, сколько удалось похитить, сколько – сохранить и, главное, – какую сумму в итоге вернули клиенту», - говорит эксперт ЦБ.

Действия после блокировки

Сразу после блокировки подозрительной транзакции банк должен связаться с клиентом и выяснить, действительно ли клиент проводит операцию. При получении подтверждения транзакция должна быть проведена. В Центробанке подчеркивают: длительных и сложных процедур разблокировки операции быть не должно, банк должен лишь удостовериться в том, что клиент проводит ее сам.

Такой случай может произойти, например, при попытке снять сразу крупную сумму денег. Житель Ставрополя Евгений рассказал NewsTracker, что столкнулся с неожиданной блокировкой при попытке расплатиться за машину.

«Брал машину с рук, на авторынке. Продавцу было удобнее получить наличкой. Мне пришлось снимать с карты 175 тысяч рублей. В банках была очередь, поэтому мы решили проехать по банкоматам и во всех снять максимально разрешенную сумму. На третьем банкомате приходит отказ. Пришлось звонить в банк и объясняться», - говорит Евгений.

Также подозрительными банку могут показаться множественные операции по переводу средств в разные регионы или за рубеж и даже единичный перевод большой суммы денег.

В любом случае банк после приостановки транзакции обязан связаться с клиентом. Причем для связи используется канал (номер телефона), указанный в договоре. Поэтому клиентам рекомендуют в таких случаях оставаться на связи и быть готовым подтвердить свою личность.

«Банк имеет право приостановить транзакцию и блокировать карту на срок не более двух рабочих дней. Если за это время ему не удается связаться с клиентом для подтверждения транзакции, то карта и платеж разблокируются», - говорит Сычев.

Что делать, чтобы карту не заблокировали

Если вы обычно не делаете крупных переводов, то впервые такую операцию лучше проводить в отделении банка, чтобы перевод гарантированно не «завис». Большие суммы тоже лучше снимать в отделении.

Чтобы не столкнуться с проблемой блокировки на отдыхе за границей, перед поездкой стоит предупредить банк о том, что вскоре вы будете совершать покупки за границей.

Подключите услугу СМС-информирования для того, чтобы всегда быть в курсе ваших операций. В поездке также можно подстраховаться – взять резервную карту и небольшую сумму наличными, которой вам хватит на пару дней в случае блокировки карты.

Не выдавайте незнакомцам номер карты и CVV/CVC-код. С этими данными злоумышленники могут провести операции по карте без вашего ведома, например, расплатившись в интернет-магазине. Не давайте карту в руки продавцам или официантам, в ресторанах просите переносной терминал.

Если вашу карту все же заблокировали, а банк не вышел с вами на связь, можно обратиться в банк самостоятельно по телефону или в отделение. Деньги можно перевести на другую карту или снять наличные.

р2

Подпишитесь