Posted 6 июля 2018, 11:11

Published 6 июля 2018, 11:11

Modified 16 октября 2022, 17:54

Updated 16 октября 2022, 17:54

Торговцы против бизнесменов: борьба за Козий рынок вышла за пределы КБР

6 июля 2018, 11:11
Инициативная группа жителей Кабардино-Балкарии собирает подписи под обращением о ситуации на Козьем рынке, которое будет направлено президенту, в прокуратуру, ФСБ и следственный комитет. В ситуации разбирался NewsTracker.

Денежный беспредел

По словам общественных активистов, Козий рынок был приватизирован еще в правление бывшего главы КБР Арсена Канокова около шести лет назад. А 3 июня его присоединили к Нальчику. Как сообщают неравнодушные, действующие от лица торговцев, новое руководство сразу начало проводить изменения. Все факты нарушений, предпринятых, с их точки зрения, новыми собственниками рынка, активисты зафиксировали в обращении, которое намерены отправить Владимиру Путину и силовым ведомствам.

«Рынок был передан заместителю руководителя холдинга «Синдика» Мухамеду Сохову без огласки, в нарушение закона о приватизации земель. В прошлом году с разрешения администрации города новоиспеченное руководство рынка, а именно зять Сохова Залимгери Аджиев, снес построенные арендаторами на свои средства торговые места и построил новый ангар, предварительно отрезав от парковой территории еще 2 тысячи квадратных метров земли, и поставил условия заплатить по 80 тысяч рублей. Позже эту сумму подняли до 120 тысяч рублей, при этом 10 тысяч рублей в бухгалтерию, а 110 тысяч рублей на руки, без подтверждающих оплату документов», – сообщили люди, обратившиеся в редакцию NewsTracker.

Также они указали на ситуацию с вырубкой парка, которую якобы осуществляет новый владелец.

«Особо хотим обратить внимание на вырубку парка. Территория рынка на сегодня составляет уже 12 691 квадратных метров, хотя по документам, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, по состоянию на февраль 2018 года мы видим все те же 10 691 квадратных метров», – поделились информацией люди.

Торговцы не хотят оплачивать местовой сбор в насильно навязанных, по их мнению, сооружениях.

«Данный рынок существует более полувека и характеризуется реализацией товаров ручной работы балкарского народа, он является достоянием балкарского народа. Однако, наш ручной труд не так высоко оценивается, чтобы выплачивать такие суммы – 120 тысяч рублей за место и каждый месяц по 70 тысяч рублей за аренду данного места. Таких денег у нас нет, большинство из нас пенсионеры с минимальной пенсией, вдовы, многодетные и малообеспеченные. Мы не обязаны платить за незаконно построенные, и наглым образом нам навязанные ангары», – пишут люди в обращении к Владимиру Путину.

В письме балкарцы просят президента, ФСБ, прокуратуру и следственный комитет выяснить, каким образом, кто и когда передал «Козий рынок» посторонним людям, на каком основании городская администрация, по мнению людей, не имеющая никакого отношения к данным землям, выставляет на аукцион и впоследствии дает разрешение на разрушение имеющихся торговых мест, вырубку парка и дальнейшего строительства торговых павильонов.

При этом торговцы отмечают, что, учитывая специфику товара, торговые павильоны попросту вредны, а также опасны для жизни самих людей.

«Нам не нужны эти ангары, для реализации нашей продукции нужен холодный открытый климат, это особенность шерсти и пуха. К тому же пластиковые ангары являются особо опасными в плане возможности пожаров и их последствий, что видно по разным пожарам на рынках страны», – сообщают жители КБР.

Они просят отменить незаконную передачу территории рынка в ведение собственника и передачу в собственность Сохову, взять под контроль движение денежных средств, установленных владельцем и получаемых без учета и выдачи квитанции об оплате, а также своевременную оплату налогов с полученных доходов от арендаторов. Также люди хотят добиться проверки законности взимания арендной платы с торговцев, которые пришли на оплаченные места. С их точки зрения, взимаемые с них денежные средства должны компенсировать часть арендной платы арендаторов, которые находятся на правах субаренды.

«Раскачка» ситуации в интересах перекупщиков

По словам собственника, он действует в рамках законодательства.

«Есть 271 закон РФ, что все должны торговать в капитальных строениях, а рынок не соответствовал данным требованиям. Администрацию города он не устраивает по антитеррористической, пожарной безопасности, к нему были вопросы у санстанции и всех служб. Поэтому было принято решение привести рынок в соответствие требованиям. Из-за этого и решили приватизировать территорию», – рассказал Аджиев.

С его точки зрения, ситуация на рынке раскачивается искусственно.

«Важно понимать, что дело не в деньгах, а в том, что кто-то извне нагнетает ситуацию: раньше все было нормально, все работали и дружили, теперь же зашла какая-то инициативная группа, мутит воду, призывает не платить аренду. Есть группа лиц, человек 30, которые разделяют протестные настроения, им не нужно никакое улучшение: они привыкли сидеть в грязи и хотят продолжать так делать. Здесь, повторюсь, не коммерческий вопрос, а политическая окраска. Я пока не знаю, кому это нужно», – сообщил собственник.

В администрации Нальчика приватизацию рынка назвали законной и высказали ту же точку зрения, что и собственник, о раскачивании ситуации провокаторами.

«Есть несколько провокаторов, имеющих свои интересы, именно они поднимают вопросы о пересмотре итогов приватизации и так далее. Прокурорская проверка выяснила, что приватизация была проведена законно, все документы в порядке», – сообщили сотрудники пресс-службы.

Собственник не понимает, что может не нравиться торговцам в текущем положении дел.

«Что касается арендной платы, важно понимать, что она не поднималась уже пять лет. За квадратный метр люди платят от 250 до 280 рублей на улице, в павильоне, где есть тепло, кондиционирование, свет, вентиляция, там люди платят 4 200 рублей в месяц, то есть 700 рублей за квадрат, при этом у них там по пять-шесть квадратов.

Вот так обстоят дела на данный момент. Торгующим мы уже сто раз обещали, что стоимость аренды не поднимется», – добавил Аджиев.

По его словам, такой оплаты нет в Нальчике больше нигде, а модернизация практически не повлияет на это.

«Человек, который стоит на улице, платит 1680 рублей в месяц, свой товар, обычно это 3-4 больших сумки, он должен сложить, передать грузчику по 20 рублей за сумку, потом сложить в камеру хранения также по 20 рублей. То есть, в месяц у него выходит вполне немалая сумма. Мы же хотим сделать два павильона, один из которых полностью продуваемый, людям уже ничего не надо будет платить, раскладывать и так далее: один раз положил – и все хорошо», – отмечает собственник.

Он сообщил, что большинство из торгующих это устраивает, но не всех.

Отдельно Аджиев указал, что главной причиной нововведений является безопасность и удобство людей, и все происходит в рамках закона.

«Наш павильон – это типовой проект, построенный по образцам апробированных сооружений, и торгующим нравится там находиться. Сейчас, с учетом происходящего, мы готовы организовать какие-то торговые места, навесы, но с соблюдением всех норм, требуемых законодательством. С каждым арендатором был заключен договор купли-продажи. Все это было заключено официально и оформлялось по закону: каждый получил чек», – уверил Аджиев.

По словам собеседника, и налоговая, и прокуратура могут подтвердить его слова.

«На сегодняшний день мы являемся законными собственниками рынка, у меня есть вся необходимая документация. И мне, как собственнику, необходимо привести все в порядок в соответствии с требованиями. Мы с ними иногда договариваемся, они все понимают, но на следующий день они опять ничего не хотят ни слышать, ни видеть», – рассказал Аджиев.

Он уверен, что делу искусственно придается национальный окрас.

«Многие активисты хотят, чтобы рынок был балкарским. Мы в эту плоскость никогда не уходили: тут торгуют и балкарцы, и кабардинцы, и евреи, и русские, и армяне, и многие другие. Но они же выворачивают все в сторону, что это рынок балкарский и его нужно отдать балкарским женщинам. К тому же они нервничают из-за того, что руководитель кабардинец», – сообщил собственник.

Касаемо вырубки парковой зоны, то ее, по словам Аджиева, никто не ликивдировал. «Это не соответствует действительности – это не парковая, а общественно-деловая зона. Все документы, опровергающие это, у меня есть: и из управления архитектуры, и из администрации. Никто ничего не вырубал: это все басни и слухи», – рассказывает Аджиев.

С его точки зрения, большая часть людей, возмущающихся нововведениям, простые перекупщики.

«Те люди, которые более всего кричат о том, что они занимаются рукоделием, там таких не более 6%. Остальные попросту ездят в Черкесск, покупают там товар и здесь перепродают. Это обыкновенные натуральные перекупщики, которые не хотят ни за что платить, включая налоги, не ставят кассовые аппараты», – рассказал собственник.

Упадок впервые за 30 лет

Зоя, которая работает на рынке 22 года, торгует жилетами и кофточками, сделанными собственноручно, говорит, что в последнее время рынок переживает не лучшие времена.

«Раньше мы платили ежедневно по 70 рублей, а сейчас нас начали выживать и ставить условия: платите 120 тысяч рублей или уходите. Выкорчевали деревья, которые относились к курортной зоне, построили ангар и требуют денег. Собственник говорит, не нравится – уходите. Разговаривать с нами он не захотел, а уйти с рынка я не могу, это единственный источник дохода», – сообщила Зоя. Торговые места, крытые навесы, где они работают, по ее словам, были сделаны самими торгующими. Теперь же людей попросту сгоняют с мест.

С ее точки зрения, частично причиной кризиса стал упадок туризма.

«К нам за сувенирами приезжают туристы, которые прибывают на курорт, а сейчас наши курорты почти пустые, туризм в упадке и рынок сувениров, соответственно, тоже. При такой экономической ситуации отдать 120 тысяч мы не можем. Доход у нас минимальный: хватает на хлеб и кусочек масла, ничего лишнего купить мы не можем. Иногда уходим без дохода вообще», – рассказала женщина.

По ее словам, разговоры о порядке на рынке при новом собственнике не соответствуют действительности.

«Новые хозяева устроили бардак. Раньше все было чисто и аккуратно, а теперь непонятно что. Хоть мы и работали на улице, но такого не было. Мы не можем добиться ответа на вопрос, выделялись ли деньги на реконструкцию рынка и почему от нас хотят платы за это», – рассказала Зоя.

Она опровергает наличие национальной составляющей в текущей проблеме.

«Здесь работают люди самых разных национальностей: например, русская сидит, еврейка, балкарка. У нас нет конфликтов на национальной почве, мы помогаем друг другу вне зависимости от происхождения, учим более младших, делимся секретами. Тут 400 семей пытаются рукоделием прокормить семью, каждый выживает, как может, о каком национальном вопросе может идти речь?», – говорит женщина.

Алла работает на рынке с 1989 года, на одном месте – уже шесть лет. Продает сувениры и мягкие игрушки, сделанные собственными руками. По ее словам, здесь рукоделием торговала по субботам и воскресеньям еще ее мать. Она также считает, что поборы с торговцев чрезмерны и не обоснованы.

«Помимо аренды с нас берут за один стол 70 рублей, на что – не говорят. За ангар они тоже хотят денег, говорят, что построили его за свой счет и требуют заплатить по 120 тысяч рублей. При этом документ о том, что место принадлежит нам, никто давать не собирается, собственник дает только документ об аренде на пять лет», – говорит женщина.

Она переживает, что по истечение срока аренды людей, даже заплативших за павильоны по 120 тысяч рублей, могут выгнать или поднять ценовую планку.

«Через пять лет этот ангар могут внезапно снести из-за каких-нибудь новых требований и построить другой, уже по 250 тысяч рублей, а у меня нет таких денег. Мы еле выживаем, так это при условии, что мне помогают даже маленькие дети. Также нас заставляют оформлять ИП, хотя ручная работа при доходе менее 100 тысяч в год не облагается налогом. А на другой рынок я пойти не могу, так как курортники приходят только сюда, в других местах мой товар интересным не будет», – говорит Алла.

Она сообщает, что люди возмущены тем, что собственник рынка называет их перекупщиками.

«Помимо игрушек, я действительно продаю чай и другие вещи. Но делаю я это вынужденно, так как спрос небольшой, конкуренция растет, а при торговле, например, одними жилетами, их покупают раз-два в неделю. И этого явно недостаточно для кормления семьи. У кого-то дети подрастают, у кого-то муж не может найти работу, поэтому мы вынуждены брать еще и другие товары, без этого не выжить», – делится информацией женщина.

Зачастую, по ее словам, люди, торгующие не своими товарами, делают это в рамках взаимопомощи.

«Другие женщины вяжут, но не могут, по тем либо иным причинам, выйти из дома: у кого-то дети маленькие, например, кто-то на другой работе работает, вяжет вечерами и не может поехать на рынок продавать товар. Такие просят знакомых помочь им за символическую оплату в максимум 10 рублей, это простая взаимовыручка. А вот как раз в ангаре стоят настоящие перекупщики. Они вообще не с нашего рынка, торгуют шубами и вещами перекупленными», – рассказала Алла.

Она переживает, что с текущим положением вещей рынку может прийти конец.

«Зимой мы мерзнем, летом солнце жарит, но мы стоим, потому что нужно. Туристы со всей страны приезжали к нам за нашим рукоделием. Столько лет наш рынок знают в стране и за рубежом, а теперь его попросту уничтожают», – переживает женщина.

Люди надеются, что после обращений к президенту, ситуацией заинтересуются в Москве и решат проблему, с которой справиться на региональном уровне просто невозможно.

Подпишитесь