Posted 7 января 2018, 16:52
Published 7 января 2018, 16:52
Modified 16 октября 2022, 17:45
Updated 16 октября 2022, 17:45
Скульптуры Василия Чуйкова, созданные из промышленных отходов, прекрасно вписываются в городскую среду не только на Ставрополье, но и во множестве других городов России. За 10 лет своего существования анепластика украсила улицы более чем 10 крупных населенных пунктов, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга. Небольшие работы разлетелись и по другим странам.
Рождение анепластики
Чуйков рассказал, что сам больше 10 лет назад придумал это направление и дал ему название. Он отметил, что в истории искусства это нормальное явление.
«Художник вправе называть свое творение как ему заблагорассудится, например, Малевич придумал супрематизм, а Марсель Дюшан - реди-мейд. Мне попалась одна разгромная статья об одном художнике-иммигранте, в статье говорилось, что он занимается черт знает, чем и делает какие-то пластические анекдоты из пластика. А мне его работы понравились и сама формулировка «пластический анекдот» мне понравилась. Из этого и родилось название анепластика», - рассказал собеседник агентства.
По словам Чуйкова, чуть больше 10 лет назад в конце 2007 года первые пластические анекдоты из отходов промышленного производства, созданные руками ставропольского художника, украсили улицы краевой столицы. А начиналось это направление как реклама - новый интересный способ привлечь внимание потенциальных клиентов, покупателей.
«Первым заказчиком стал ТЦ «Телемир». До этого я пробовал анепластику в небольших выставочных работах. И директор «Телемира» увидел их на выставке в Союзе художников. Он спросил тогда, делаю ли я большие работы, я не делал, но видел, как это делали другие, поэтому ему тогда немного соврал», - рассказал художник.
По мнению Чуйкова, спрос на такую «рекламу» постоянно скачет, если взять 2008 год, то за анепластикой заказчики выстраивались в очередь, потом в 2012 году был подъем спроса, а сейчас все затихло, скорее всего, из-за кризиса.
От идеи до воплощения
По словам Чуйкова, когда он работает с заказчиком, он работает на идею. Сначала создает несколько вариантов эскизов, после согласования начинает подбирать материал и выполнять все запросы клиента.
«Если делаю для себя, то здесь простор для творчества, бывает, что сама деталь может натолкнуть на образ. Я собираю то, что мне в работе может пригодиться», - рассказал Чуйков.
Художник отметил, что он собирает материалы для работы на СТО, в пунктах приема металлолома, иногда знакомые привозят, иногда приходится давать рекламу в газеты. Порой материала нужно много, чтобы потом составить из него композицию.
«Когда я делаю маленькие работы выставочного порядка, то я к этому подхожу так скрупулезно. Мне нужны какие-то антикварные детали, чтобы на них были отпечатки истории. Если это есть, то работа приобретает более смысловой характер, в ней заряд какой-то появляется, от этих деталей», - сообщил Чуйков.
Анепластик добавил, что на работу в среднем уходит месяц – одна работа может родиться за час, а другая может 2-3 года дорабатываться и переделываться, пока не придет какая-то идея или деталь.
Фигуры создаются командой
Василий работает не один, чаще всего ему помогает сварщик Александр Слободенюк.
«Но это не значит, что работаю только с ним, если работа большая, бывает, и втроем работаем. А Александр мой консультант, главный инженер», - рассказал собеседник.
Он отметил, что творческая составляющая полностью принадлежит ему: Василий, придумывает, собирает и держит, а Александр варит.
«Два гвоздя приварить одному невозможно, потому что нужно держать руками их и электрод, поэтому работать возможно только в паре. А вообще хорошего сварщика трудно найти, это не каждому дано делать качественно», - сообщил Чуйков.
Отголоски войны в творчестве
Тема Великой Отечественной войны часто встречается в работах художника, не только в уличных скульптурах, но и в живописи, в графике.
«Последняя работа была выпущена в мир этим летом – это «Солдат удачи» и находится она в Новороссийске», - отметил художник.
По его словам, он собирает снаряды, осколки, потому что это уже произведение искусства, и его просто нужно поставить на постамент, чтобы он заиграл. Василий часто использует подобные предметы в своих работах.
«Памятник, который сильнее всего взял меня за душу – это не памятник. В Белгороде в музее-диораме "Курская битва. Белгородское направление" я увидел, что-то похожее на метеорит, который лежит на постаменте, и не понял, что это такое, потом читаю «Расплавленный мотор танка», а в нем камни, кирпичи. Какой же был пожар, что расплавился танк», - поделился впечатлениями художник.
Он добавил, что никакой памятник не сможет передать этого накала, только этот предмет настоящий, достоверный. В этом важность работы с такими первоисточниками.