Posted 24 августа 2017, 09:30
Published 24 августа 2017, 09:30
Modified 20 августа, 17:17
Updated 20 августа, 17:17
О том, кого коснется нововведение, о его плюсах и минусах, комментарий эксперта Романа Савичева, генерального директора ОАО «Юридическое агентство «СРВ», которое в профессиональной сфере признано одним из крупнейших в России согласно данным рейтинга авторитетного портала Право.ру.
Однако причина отнюдь не в новизне поправок как таковых. Просто отныне именно в ТК РФ напрямую прописан ряд норм, который раньше содержался в подзаконных актах, и далеко не все работодатели горели желанием выполнять эти требования. Теперь же, по большому счету, мало что поменялось, но спрос с них будет совершенно иным, ведь кодекс – это документ прямого действия.
Трудовые отношения – это настолько щекотливая тема, что вряд ли когда-нибудь удастся создать нормативную базу для разрешения всех споров и нестыковок. Ведь большую роль здесь играют личные взаимоотношения и эмоции. Тем не менее, российские власти не так давно взяли курс на доработку Трудового кодекса РФ, и юристы не могут не приветствовать эту инициативу. В частности, и тот закон, которому сегодня посвящена наша консультация, по сути, стал итогом долгожданной ревизии нормативно-правовой базы, утвержденной еще в советское время и до недавнего времени не отмененной. То, что не потеряло актуальности, плавно осовременилось и влилось в действующий ТК, а все лишнее, как говорится, предано забвению. Хотя, конечно, всех острых вопросов новации не снимают.
На что стоит обратить особое внимание? Люди, в текущий период живущие в специфических обстоятельствах, смогут обговорить с работодателем и выработать удобные для обеих сторон варианты по сокращению продолжительности рабочего дня. Прежде всего речь идет о беременных женщинах и женщинах с детьми до 14 лет или инвалидами до 18 лет. Хлопотать об уменьшении нагрузки законно могут и те, кто ухаживает за больными родственниками. Подчеркну, что с работодателем в первую очередь оговаривается оптимальный график труда. А вот продолжительность «поблажек» далеко не всегда можно определить. В соответствии с Трудовым кодексом неполное рабочее время можно устанавливать без ограничения срока. К примеру, не более чем на период наличия соответствующих обстоятельств. Понятно, что на все это время соразмерно сократится и заработная плата. К слову, сотрудника с неполной занятостью можно перевести на ненормированный график только в том случае, если сокращается число рабочих дней в неделю, а не часов в рабочий день и только по соглашению сторон.
Есть еще одна важная новелла, которая, правда, в перспективе может обернуться против работника. С одной стороны, как уже было сказано, работодатель обязан устанавливать сокращенную неделю или день на период, о котором попросит сотрудник-льготник. Но появился и новый пункт: в случае необходимости работодатель имеет право учитывать «условия производства». А значит, он получает довольно широкую свободу, что в итоге может ограничить права работников. Соответственно, есть большой риск, что работодатели слишком вольно будут трактовать закон и понуждать сотрудников соглашаться на невыгодный режим работы.
Что касается денег, то поправки конкретизировали механизмы оплаты труда и учета работы в выходные или праздничные дни. В частности, раньше по факту она оплачивалась дважды – за то, что внеурочная, и что осуществляется в выходной. Теперь работа по выходным и праздникам не будет считаться сверхурочной, потому что она и так оплачивается по двойному тарифу. И если человек был вынужден трудиться в выходной, то в повышенном размере должны оплачиваться лишь фактические часы работы. Если на выходной или нерабочий праздничный день выпала часть рабочей смены, вырастет оплата исключительно за те часы, что человек отработал в этот день. Ясно, что заметная экономия для работодателей в данном случае обернется потерей в деньгах для тех, кого привлекают к работе в те дни, когда все отдыхают.
Впрочем, все это никак не повлияло на ответственность работодателей, которые в силу многих причин, включая боязнь людей отстаивать свои права в споре с начальником, продолжают молчаливо принимать выгодные лишь для себя решения. Наверное, в окружении каждого из нас есть люди, которые вместо 8-часового рабочего дня регулярно отбывают в офисе 10-12 часов. Причем реально работают в это время, а не просиживают штаны, но это никак не сказывается на заработках.
С другой стороны, со всеми «но» поправки в Трудовой кодекс стоит назвать своевременными. Развитие технологий неминуемо приведет к сокращению продолжительности рабочей недели. И это в будущем обязательно коснется всех сфер: и производства, и белых воротничков с ненормированным графиком.
Добавлю, что другой федеральный закон, также этим летом внесший поправки в Трудовой кодекс, добавил ясности во многие моменты, связанные с детской занятостью. Для кого это актуально, могут изучить объемы времени, в пределах которого можно загружать подростка с 14 лет. Мне кажется, многие современные дети хотят работать – причем не только в каникулы. Правда, работодатели, привлекая подростков для выполнения каких-то функций, напротив, не спешат оформлять отношения официально – слишком много дополнительной мороки. В итоге школьники не застрахованы от обманов с оплатой, с обеспечением норм безопасности и так далее. Потому родителям совет лишь один – настаивать на максимально правильном оформлении детей на работу.
В целом же, на мой взгляд, отечественный Трудовой кодекс довольно емкий документ, который не нуждается в масштабной перекройке. Однако понемногу менять его нужно, вводя новые реалии. Это требует большой аккуратности, потому что интересы работников и работодателей изначально не совпадают и со спорными вопросами надо быть крайне осторожными.