Posted 5 мая 2016,, 05:58

Published 5 мая 2016,, 05:58

Modified 16 октября 2022,, 16:04

Updated 16 октября 2022,, 16:04

Ставрополье приостановило приватизацию на время кризиса

5 мая 2016, 05:58
Кадастровая оценка земли в Ставропольском крае на протяжении последних лет подвергалась сомнению, и ее переоценка в 2015 году подтвердила имеющиеся опасения в необъективности, но также стала предметом для новых спекуляций. О том, как власти планируют поставить точку в этом вопросе, причинах отказа от приватизации имущества, дальнейшей реформе управления госпредприятиями и коррупции среди чиновников рассказал в интервью NewsTracker глава Минимущества региона Алексей Газаров.

Кадастровая оценка земли в Ставропольском крае на протяжении последних лет подвергалась сомнению, и ее переоценка в 2015 году подтвердила имеющиеся опасения в необъективности, но также стала предметом для новых спекуляций. О том, как власти планируют поставить точку в этом вопросе, причинах отказа от приватизации имущества, дальнейшей реформе управления госпредприятиями и коррупции среди чиновников рассказал в интервью NewsTracker глава Минимущества региона Алексей Газаров.

- Алексей Аленикович, расскажите о главных результатах работы министерства в 2015 году.

- Итогов по ключевым направлениям два: кадастровая переоценка земель, которую мы провели в 2015 году, и начавшаяся работа по инвентаризации земель.

- Министерство дало время всем желающим обжаловать результаты кадастровой оценки, о которой Вы сказали. Сколько получили жалоб и насколько они обоснованны?

- Предметом оценки было свыше трех миллионов объектов. Обращений поступило порядка 400. Если сопоставить 3 миллиона и 400 – это относительно немного. Если говорить об обоснованности, то это примерно пятьдесят на пятьдесят. Часть заявлений была удовлетворена. Но мы понимаем, что обращения буду поступать и дальше. Кто-то не услышал, до кого-то не дошла информация, кто-то получил платежку и не согласен с тем расчетом, который был в ней. Особенно необходимо учитывать категории граждан, для которых вопрос кадастровой стоимости является существенным для их семейных бюджетов. Поэтому мы планируем в следующем году запустить проект «Доступная оценка».

- В чем суть этого проекта?

- Суть в том, что заинтересованное лицо сможет получить необходимое экспертное заключение о рыночной стоимости объекта недвижимости. Эта экспертиза будет проводиться в формате бесплатной юридической помощи для населения. Категории этих лиц определены краевым законом «О некоторых вопросах оказания гражданам бесплатной юридической помощи на территории Ставропольского края». Запуск проекта планируется до конца января. Кадастровая оценка в Ставропольском крае – это вопрос, находящийся на грани конфликта. В связи с этим фактором Ставрополье стало почвой для работы различного рода недобросовестных лиц - различных юристов, консультантов, оценщиков, которые, манипулируя значимостью вопроса для населения, попросту вымогают у людей деньги. Мы посчитали необходимым выбить эту почву у них из-под ног и в то же время находиться в контакте с населением. Для этого решили запустить этот проект.

- Насколько изменилась стоимость земли по сравнению с итогами прошлой переоценки?

- Стоимость земель в восточных районах была зачастую нереальной. В то же время высокопродуктивные земли в западной части Ставрополья были недооценены. В результате когда произошла переоценка 2015 года, дисбаланс был выявлен. Но отдельные, точечные вопросы, безусловно, будут появляться, неизбежны технические ошибки. Однако мы нацелены на постоянное конструктивное взаимодействие с населением и оперативное реагирование на каждый случай.

- Расскажите, сколько сирот на данный момент стоят в очереди на получение жилья и за счет каких средств их планируется расселить?

- На 1 января 2016 года, по нашим оценкам, количество лиц, нуждающихся в обеспечении, составляет 1,5 тысячи человек. В 2016 году планируется приобрести 480 квартир. Эта цифра ориентировочная, мы будем исходить из того, насколько будут меняться экономические условия. Денег на эти цели выделено около 450 миллионов.


- Вы сказали, что количество квартир зависит от внешних экономических факторов. Верно ли, что если в кризис стоимость жилья будет возрастать, количество квартир может снизиться?

- Вы правильно подметили: стоимость жилья может влиять на количество. С тем чтобы этот риск снизить, мы в 2015 году вступили в долевое строительство объектов, которые будут закончены в 2016 году. Цена по этим объектам зафиксирована. Это порядка 250 квартир.

- В прошлом году министерство заявляло о выигранных судах по возврату собственности региона. Что еще планируется вернуть?

- На сегодняшний день я не хотел бы забегать вперед. Есть ряд активов, которые в процессе приватизации прошлых лет были отчуждены из собственности края, по ним мы ведем анализ относительно правомерности этого. Как только мы будем готовы заявить о том, что там были нарушения, мы, безусловно, обратимся с соответствующими исками и анонсируем эти новости.

- Как меняется сумма долга региону за пользование землей и недвижимостью. Как планируется погашать задолженность?

- Эта сумма составляет порядка 50­­-55 миллионов рублей в год. От общего объема доходов это порядка 20–25%. В основном в должниках – физические лица. Это связано с недостаточно высокой платежной дисциплиной, люди забывают заплатить. Чтобы бороться с этим, мы выстроили систему исковой работы. Значительная часть задолженностей погашается в досудебных разбирательствах. Но есть должники, которые, попав в те или иные экономические условия, попросту не в состоянии платить. В данном случае мы используем механизмы, которые предоставляет судебная система, обращаемся к приставам и взыскиваем.

map1505-1.jpg

- Можно ли в это число отнести аэропорт «Ставрополь»? Сейчас продолжается судебное разбирательство, министерство намерено взыскать шестнадцать миллионов рублей.

- Поскольку туда были направлены бюджетные средства, естественно, министерство имущественных отношений обратилось в суд о взыскании неустойки. Взяв на себя определенные обязательства по разработке проектной документации, аэропорт своевременно их не исполнил. На сегодняшний день часть заявленных требований удовлетворена.

- В конце прошлого года был заявлен план создать единый фармацевтический комплекс на базе госаптек. Каковы цели проекта и на какой стадии сейчас его реализация?

- Цель его создания заключается в том, чтобы появилась структура, которая могла бы работать в виде некой социальной страховки в тех муниципалитетах, в которых объем реализации для коммерческой организации не достаточен для открытия аптеки. Зачастую частные структуры попросту сворачивают фармацевтическую сеть и уходят, либо и не начинают открывать. Но мы не должны забывать о том, что там живут люди, которым необходим доступ к лекарствам. Именно поэтому была продумана концепция выстраивания единого фармацевтического комплекса в Ставропольском крае на базе существующих – свыше десятка – государственных унитарных предприятий фармацевтической направленности. При этом речь ни в коем случае не идет о сворачивании государственной аптечной сети в угоду конъюнктурным интересам. Наоборот, мы планируем ее расширять. На сегодняшний день мы нашли понимание с профильными министерствами и ведомствами. В 2016 году приступим ко второму этапу – реализации концепции. При этом наша задача, чтобы в ходе ее реализации не пострадал ни один работник государственной аптечной сети. Там работают на сегодняшний день высококвалифицированные кадры, и все они будут жизненно необходимы в новой структуре.

banner_grauwasser_990x348_bwt.jpg

- Недавно министерство взяло под свое крыло все ГУПы Ставропольского края, для чего это было сделано?

- Совокупная выручка государственных унитарных предприятий не меняется уже на протяжении трех лет. Это порядка 15 миллиардов рублей в год. Также необходимо сказать, что Ставропольский край является крупнейшим работодателем - свыше чем для 15 тысяч человек. Никто не ждет от этих предприятий сверхприбылей, поскольку это невозможно, но в то же время было отмечено недопустимое проваливание в зону убыточности.

Анализ, который мы провели в конце 2013 и в начале 2014 года, показал, что система управления каждым предприятием уникальна и далеко не всегда эффективна. Это, конечно же, не могло не сказаться на конечном финансовом результате. На протяжении 2012-2014 годов происходило устойчивое снижение показателей. Решить эти вопросы можно, выстраивая единый свод правил для всех предприятий. Именно поэтому мы их централизовали.

Мы начали с выстраивания единого корпоративного портфеля документов. Сама система принятия решений теперь состоит из трех уровней. Первый – само руководство ГУПа, второй – министерство имущественных отношений, где одобряются или не одобряются решения корпоративного руководства по вопросам, находящимся вне компетенции отдельно взятого руководителя. Это одобрение крупных сделок, вопросов, связанных с отчуждением, приобретением недвижимости и тому подобное. Третий уровень – стратегическое управление, которое осуществляется коллегиально на уровне правительственной комиссии. В ее состав входят представители всех отраслевых министерств. Данный уровень управления утверждает бизнес-планы и стратегии предприятий. Мы считаем, что эта модель себя оправдывает. Первые итоги буду видны к апрелю 2016 года, но сейчас мы уже видим, что финансовое «пикирование» предприятий в существенной мере замедлилось.

- Всем ли ГУПам по душе такой внешний контроль и не связаны ли с этим какие-то проблемы централизации?

- Не сразу, но мы пришли к пониманию и конструктивному взаимодействию с коллегами. По моему субъективному мнению, есть проблема, связанная с тем, что на протяжении последних пяти или более лет наши государственные предприятия были предоставлены сами себе, и они считают себя самостоятельными, самодостаточными. Но это не так. Мы должны контролировать этот ресурс и интегрировать его в периметр государственных задач.

- На сайте министерства был размещен опрос, по результатам которого оказалось, что половина опрошенных сталкивалась с намеками на взятку со стороны сотрудников министерства. Как Вы планируете выявлять взяточников и как с этим можно бороться?

- Во-первых, я бы предложил опрошенным прийти ко мне и назвать конкретных специалистов. Во-вторых, на сегодняшний день в крае формируется достаточно эффективная модель оказания государственных услуг посредством многофункциональных центров. Для того чтобы нивелировать коррупционные риски, которые есть в деятельности любого чиновника, необходимо создать определенный барьер между гражданином и чиновником. Эти два субъекта должны быть, на мой взгляд, обезличены. Это достигается посредством оказания госуслуг через МФЦ.

- Расскажите о планах по приватизации имущества. Какие крупные объекты планируется продать?

- Никаких. Около месяца назад мы рассматривали в правительстве вопрос о планах приватизации на 2016 год, и была подтверждена общая позиция относительно того, что Ставропольский край не планирует приватизировать объекты государственной собственности. Соответствующие рекомендации были даны главой края муниципалитетам.

188746997.jpg

- Это связанно с тем, что нет объектов на продажу, или это влияние нынешней экономической обстановки?

- Самое главное - подходить к вопросу приватизации именно с точки зрения эффективности. Любой объект перед продажей необходимо готовить, чтобы повысить его стоимость, а также ждать соответствующей конъюнктуры на рынке.

- Какие направления работы приоритетны для министерства в 2016 году?

- Это работа по инвентаризации земель в Ставропольском крае. Прошлый год показал, что для эффективного решения этот вопрос необходимо подкрепить методологически. Министерством подготовлен ряд законодательных инициатив о необходимости создания такой методологии. Второй вопрос – реализация полномочий, которые нам были переданы в феврале 2015 года: обеспечение жильем детей-сирот. Третье направление – завершение внедрения системы корпоративного управления в наших государственных унитарных предприятиях.

"