Posted 19 сентября 2018, 14:15
Published 19 сентября 2018, 14:15
Modified 16 октября 2022, 17:53
Updated 16 октября 2022, 17:53
Не секрет, что организация госзакупок является делом сверхприбыльным. Коррупция в этой сфере неистребима, в связи с чем еще полководец Суворов говаривал, что «любого интенданта после пяти лет службы можно вешать безо всякого суда». Для сегодняшнего дня этот кардинальный метод, конечно, не подходит, однако масштабы взяточничества таковы, что власти время от времени пытаются корректировать законодательство о госзакупках. Но современные «интенданты» все равно находят лазейки, чтобы набить карманы. Слово «откат», мне кажется, уже знакомо даже школьнику, и когда Счетная палата или правоохранители вскрывают злоупотребления на миллиарды рублей и очередные чиновники отправляются на нары, это не отбивает охоту нагреть руки у их преемников. Я не утверждаю, что в этой сфере трудятся сплошь коррупционеры, но система «откатов» соблазняет многих, причем во всех без исключения регионах.
Итак, что же на сей раз предлагает Правительство РФ для минимизации коррупционных рисков при госзакупках?
6 сентября на заседании кабинета министров премьер Дмитрий Медведев заявил, что готовится законопроект, где среди прочих новаций фигурирует серьезное волевое решение: запрет одним и тем же органам власти совмещать функции госзакупок и контроля над этими закупками. Понятно, что, когда чиновник проводит конкурс (и разрабатывает его условия) и сам же контролирует этот процесс, итог не всегда будет «прозрачным». Теперь же эту лавочку предлагается закрыть, что, конечно, во благо.
Довольно любопытные предложения прозвучали и от Минфина РФ. В их числе создание кодекса, регулирующего государственные и муниципальные закупки. Идея, на мой взгляд, неплоха. В России множество кодексов – законодательных актов, содержащих систематизированные нормы какой-либо отрасли, – Бюджетный кодекс, Уголовный кодекс и т.д. Почему бы не быть кодексу о госзакупках? Необходимость такового вызвана тем, что сфера госзакупок является весьма сложной в плане регулирования. Скажу больше, она неэффективна, что, собственно, признается и непосредственно Минфином. Судите сами:
44-й ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» – один из основных законов в этой области и относительно «свежий» (2013 года) – состоит из около полутысячи листов и множества нормативных актов! При этом часть закупок регулируется другими законами, например, «О государственном оборонном заказе». Так что создание единого документа в этой сфере – кодекса, безусловно, назрело.
Еще одна «революционная» идея Минфина, озвученная недавно заместителем главы ведомства Алексеем Лавровым, заключается в том, чтобы расширить сферу применения электронных магазинов в рамках системы госзакупок. Напомню, электронные магазины, ориентированные на малые объемы, созданы для заказчиков, заинтересованных в проведении мини-аукционов. По закону стоимость закупок малого объема не должна превышать 100 тысяч, а в некоторых случаях (они перечислены в 44-м ФЗ) 400 тысяч рублей.
Закупки через электронный магазин предполагают публикацию в Интернете заявки заказчика о нужных работах, услугах и товарах и размещение поставщиками своих предложений. Считается, что такая система содержит меньше коррупционных рисков, поскольку в электронном магазине можно поторговаться за ряд товаров, например канцелярские, компьютеры, оргтехнику, молочную продукцию, овощи. Понятно, что в такой организации закупочной деятельности заинтересован прежде всего малый бизнес, который успешно (в отсутствие монополий) конкурирует на едином ресурсе, что позволяет покупателям заключать с ними контракты по наилучшей цене.
Система электронных магазинов работает уже более чем в 10 регионах, что, по отзывам экспертов, позволяет реально экономить немалые бюджетные средства. На Ставрополье электронный магазин малых закупок появился в начале 2018 года в соответствии с распоряжением губернатора. Причем работает он в круглосуточном режиме. К слову, только за январь через электронную базу было заключено более 300 контрактов почти на 20 млн рублей.
Минфин РФ выступает за то, чтобы использовать механизм электронного магазина и для госзакупок, превышающих малый объем.
ОАО «Юридическое агентство «СРВ» в профессиональной среде признано одним из крупнейших в России, согласно данным рейтинга авторитетного портала Право.ру.