Posted 31 августа 2018, 08:20
Published 31 августа 2018, 08:20
Modified 20 августа, 17:28
Updated 20 августа, 17:28
В марте этого года мы уже обращались к теме реформы техосмотра, – говорит Роман Савичев. – Речь шла о постановлении Правительства РФ № 1008, в котором прописаны новые ограничения к эксплуатации машин. Напомню, в соответствии с этим документом к существующим ограничениям добавился запрет ездить с подтекающими двигателем, редуктором, коробкой передач, задним мостом и сцеплением. Благополучному прохождению техосмотра также теперь препятствуют «бронированные» фары, абсолютно любой тюнинг и некоторые другие недостатки. Постановление Правительства РФ № 1008 принято, однако власти вскоре убедились, что оно фактически не работает, поскольку в стране расплодилось множество станций техосмотра, которые за деньги продают любому водителю диагностическую карту, свидетельствующую, что его железный конь абсолютно «здоров» и готов к эксплуатации. Самое печальное, что часто операторы продают эту карту, вообще не видя автомобиля. Более того, в стране процветает бизнес, когда можно купить диагностическую карту, вообще не заезжая на станцию ТО. В Интернете полно объявлений типа «Техосмотр за 15 минут без показа автомобиля». Водителю остается лишь заполнить несложную форму, заплатить и через 10 минут получить на почту электронную диагностическую карту, проведенную, как и положено, через базу Единой автоматизированной информационной системы техосмотра (ЕАИСТО). Данных этой карты вполне достаточно, чтобы получить электронный страховой полис. Стоит ли потом удивляться, почему на дорогах города до сих пор ездят ржавые, чадящие копотью колымаги, находящиеся в аварийном состоянии.
Чтобы бороться с этим злом – липовым техосмотром, Минэкономики РФ год назад разработало законопроект, но он был забракован и канул в Лету. И лишь 8 августа сего года премьер Дмитрий Медведев подписал распоряжение Правительства РФ о внесении в Госдуму законопроектов о совершенствовании системы техосмотра транспортных средств. Блок состоит из трех документов.
Первый законопроект вносит изменения в ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств». Предлагается ввести фото- и видеофиксацию процедуры техосмотра автомобиля, что позволит достоверно устанавливать факт оказанной услуги. Лично я не знаю, насколько эффективной окажется эта мера: сам факт заезда машины в бокс еще не гарантирует, что оператор добросовестно отнесется к своей работе и отразит в диагностической карте найденные нарушения. Однако то, что автомобиль хотя бы своим ходом доберется до бокса, уже хорошо.
Кроме того оформление диагностической карты в виде электронного документа должно, по мысли разработчиков законопроекта, обязательно сопровождаться квалифицированной электронной подписью эксперта, проводившего техосмотр. Вводится и перечень обязательных требований к месту проведения тех-осмотра. В частности, будут учитывать пропускную способность таких станций.
Второй законопроект вносит изменения в Кодекс об административных правонарушениях, причем наказание ждет всех провинившихся участников системы техосмотра. В частности, за выдачу диагностической карты на неисправную машину (или вообще без осмотра – на «виртуальный» автомобиль) технического эксперта ждет штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей. Аналогичные суммы придется заплатить за внесение липовых данных в ЕАИСТО. (Кстати, сегодня штрафы за такие нарушения – от 100 до 300 тысяч рублей – установлены только для юридических лиц.)
Третий законопроект предлагает внести изменения в Уголовный кодекс РФ – предусмотреть уголовную ответственность для операторов, которые проводят техосмотр, не обладая нужной специальной аккредитацией. Именно эти ловкачи, как правило, практикуют продажу с помощью Интернета «левых» диагностических карт. За такие деяния Правительство РФ предлагает наказание штрафом до 300 тысяч. Либо, если преступление совершенно группой лиц, получивших особо крупный доход, оператору грозит реальное лишение свободы сроком до 5 лет.
Ну и, раз уж мы заговорили о фото- и видеофиксации процедуры техосмотра, предлагаю читателям обратить внимание на еще одну интересную инициативу, которую подготовило МВД. Законопроект этого ведомства предлагает внести изменения в некоторые нормативные акты, регулирующие вопросы допуска граждан к управлению транспортными средствами. В результате процедура получения прав будет более сложной. Например, предлагается вести видеорегистрацию сдачи теоретического экзамена. А если гражданин провалится, то повторно можно будет его пересдать не ранее 7 и не позднее 30 дней с момента неудачной попытки. Для тех, кто срезался на практической части, этот интервал составит от 7 до 60 дней.
Весьма полезным, на мой взгляд, выглядит предложение МВД ввести экстерриториальный принцип проведения экзаменов и выдачи водительских прав. Сегодня эти услуги можно получить лишь в ГИБДД того региона, где проживает водитель.
ОАО «Юридическое агентство «СРВ» в профессиональной среде признано одним из крупнейших в России, согласно данным рейтинга авторитетного портала Право.ру.