Posted 29 августа 2018, 12:30

Published 29 августа 2018, 12:30

Modified 16 октября 2022, 17:51

Updated 16 октября 2022, 17:51

Эксперты поддержали перенос спорных памятников с центральных улиц городов Ставрополья

29 августа 2018, 12:30
В августе в Кисловодске на памятнике старшему следователю Кисловодской ЧК Ксении Ге появилась фамилия атамана Андрея Шкуро, при котором чекистка была приговорена к смертной казни и повешена. Newstracker разбирался в причинах подобных происшествий и в том, стоит ли убирать подобные памятники из курортных городов.

Общество против политики большевиков

Вопрос переноса памятников из курортной зоны Кисловодска уже не раз поднимался общественниками, сообщил писатель Иван Любенко.

«Если мне не изменяет память, власть уже ставила вопрос о переносе с территории парка данного памятника и некоторых других в иные места, это делать нужно, причем не только в Кисловодске. Например, в Ставрополе есть улица Ашихина, законченного садиста, который собственноручно пытал тех, кто был заподозрен в нелояльности новым хозяевам: врачей, адвокатов, интеллигенцию. Мы как жили на этих улицах, так и продолжаем жить. К сожалению, уже выросло несколько поколений молодежи, которые мало понимают, что это за люди, чьи памятники и улицы до сих пор на виду», – сообщил Любенко.

По его словам, этот случай говорит об отношении общества к «законсервированным» в памятниках и топонимах ценностям коммунистической эпохи.

«Подобные инциденты свидетельствуют о том, что само общество начинает указывать властям, что старая большевистская политика отношения к людям себя изжила. Потому что памятники, названия улиц, которые остались в Кисловодске, Ставрополе и других городах, которые названы именами большевиков, непосредственно участвовавших в массовых казнях мирного населения – это просто насмешка над историей России вообще и конкретных городов в частности. Всю эту политику сохранения памяти палачей и убийц необходимо прекратить. В 1991 году большевики официально отошли от власти, было ликвидировано положение о руководящей роли КПСС, но до сих пор ничего не изменилось», – поделился мнением писатель.

По его словам, отношение к людям, которые организовывали геноцид своих сограждан должно быть однозначным, при этом прикрываться тем, что такие люди – часть истории, является неприемлемым.

«Некоторые из сограждан говорят, что это тоже наша история, что большевики, что концлагеря, что массовые казни – это нормально и к этому нужно относиться с пониманием. Я хочу сказать, что это не история, это пятно в истории России. Это самая позорная страница в истории нашего государства», – уверен писатель.

Перенести памятник и переименовать улицы

Атаман ставропольского казачьего общества «Станица Казанская» Борис Пронин считает, что для примирения до сих пор существующих «красных» и «белых» настроений в обществе, необходимо не только перенести в музеи памятники работникам карательных органов, но и переосмыслить названия улиц, названных их именами.

«Есть много героических людей, погибших в Чечне, Сирии, других конфликтах, есть имена ранее неизвестных героев Великой Отечественной войны. Я уверен, что если организовать референдум, то большинство народа проголосует за переименование улиц, названных именами неоднозначных людей с руками по локоть в крови, в честь настоящих героев. Анализируя столетний опыт, когда в каждой станице брат шел на брата, хотелось бы, чтобы общество выбрало мирный путь разрешения данного конфликта», – рассказал глава «Станицы Казанской».

По его словам после векового юбилея 1917 года в России сложилась непростая ситуация, и есть все предпосылки к тому, чтобы назвать эту ситуацию предреволюционной: низы не хотят, а верхи не могут.С его точки зрения, чтобы не повторились кровавые события вековой давности, необходимо тщательно проанализировать произошедшее.

«Очень не хотелось бы повторения гражданской войны, а для того, чтобы не наступить на те же грабли, необходимо переосмыслить то, что произошло сто лет назад. Соответственно, если у нас существуют памятники палачам, людям, которые расстреливали собственный народ, то на чем мы можем учиться? Получается, что мы принимаем это и восхваляем. Я не одобряю «уличный» стиль происшествия в Кисловодске, но мотивы совершивших это мне ясны», – сообщил Пронин.

Невежество или сознательная провокация?

Соучредитель Родительского комитета Ставрополья Александр Джамбатов предполагает, что за инцидентом кроется невежество и хулиганство.

«Надписи на памятнике – это из той же серии, что и «селфи» на Вечном Огне, хулиганство возле танка и так далее. Любой памятник – это объект культурного наследия, если абстрагироваться от его идеологического наполнения. Постсоветская молодежь совершенно не ориентируется в идеологии: они нахватаются вершков и начинают именовать себя «коммунистами», «монархистами» или «демократами», при этом не зная ни истории, ни культуры. Их «идейность» выражается следующим образом: поели мяса, попили пива, «а давай что-то сделаем», не более того», – поделился мнением Джамбатов.

С его точки зрения, если кого-либо и волнует наличие памятников работникам карательных структур и улицы, названные в их честь, то бороться с этим необходимо в рамках законодательства.

«Лично я не питаю особо теплых чувств к товарищам коммунистам, но при этом я не иду сносить или разрисовывать памятники Ленину или Дзержинскому. Все грамотные люди, выступающие за переименование, работают в исключительно правовом поле, формируя повестку, общественное мнение. К тому же есть инициативы, которые идут на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Эти процессы есть и движутся», – рассказал общественник.

По словам общественника, помимо хулиганства, в Кисловодске могла произойти и целенаправленная провокация.

«Я не исключаю и другой вариант: некие силы предпринимают подобного рода действия чтобы еще сильнее расколоть и без того расколотое общество. Сейчас оно может воспламениться от любой искры. Мы давно поделены на белых и красных. Гражданская война, с моей точки зрения, не закончилась и не закончится в ближайшее время», – сообщил соучредитель Родительского комитета Ставрополья.

Подпишитесь