Posted 28 марта 2018, 06:35

Published 28 марта 2018, 06:35

Modified 16 октября 2022, 17:53

Updated 16 октября 2022, 17:53

Госсектор захватил дорожное строительство на Ставрополье

28 марта 2018, 06:35
Убитых дорог в Ставропольском крае за прошлый год насчитали 250 километров, по данным «Общероссийского народного фронта». Кто наживается на не всегда качественном асфальте, разбирался NewsTracker.

NewsTracker составил рейтинг самых «удачливых» бизнесменов в сфере дорожного строительства на Ставрополье. Выяснилось, что дорожная отрасль в крае буквально захвачена госсектором. Только за прошлый год государственные унитарные предприятия (ГУПы) получили 80% всего финансирования дорожной отрасли.

ГУПы из года в год выигрывают аукционы министерства дорожного строительства Ставрополья, являясь при этом всего лишь распорядителями госсобственности. Формально эти предприятия на общих основаниях участвуют в аукционах, которые разыгрывает Миндор Ставрополья. На деле конкуренты нечасто участвуют в этих торгах, либо ГУПы конкурируют между собой.

Нечестная конкуренция

Места в списке самых успешных дорожных компаний края оказались аккуратно поделены между региональным Минимущества и Миндором. Оба ведомства держат по 100% акций в подведомственных предприятиях.

Под Минимуществом работают «ДЭСУ-2 ИМ. В.И. Демидова», Кировское и Труновское МДРСУ. Миндор является учредителем Буденновского и Минераловодского МДРСУ, а а также Ипатовского и Александровского ДРСУ.

Результат такого тесного сотрудничества — нечестная конкуренция, подтвержденная в суде в 2015 году. ГУПы с согласия Миндора края получали практически бесплатные займы — под 0,01%. Участниками сговора с министерством признали «Ставрополькрайавтодорсервис», Труновское и Александровское МДРСУ. Несмотря на очевидное нарушение дорожники пытались обжаловать вердикт суда, но безуспешно.

Помимо госсектора

Кроме ГУПов, в первую десятку попали еще 3 частных предприятия. Самое успешное из них — ООО «СМДС ПМК», которое ежегодно зарабатывает около полумиллиарда рублей на госконтрактах Миндора края. Руководит этим предприятием бывший торговец Сергей Соловьев.

С 2005 по 2009 год он был зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. По данным СПАРК, сначала он торговал книгами и периодикой, а потом перешел на одежду и обувь. Сейчас его компания занимается в основном ремонтом дорожного полотна. Из года в год территории, на которых работает СМДС ПМК, практически не меняются, в основном это западные районы края Изобильненский, Новоалександровский, Шпаковский и город Ставрополь.

Остальные частники оказались в десятке преуспевающих впервые в 2017 году.

Предприятие ООО «Инженер» связано с именем депутата думы Ставропольского края Алексея Назаренко. До 2017 года он был гендиректором компании, но строительный бизнес Назаренко не бросил и сейчас руководит стройфирмой ООО «Кавказстройинвест». По интересному совпадению с 2017 года «Инженер» начал получать госконтракты в Ставрополе и Новоалександровском районе.

Место в конце списка занимает еще одна частная компания ООО «Интер-Лидер» с выручкой от госконтрактов на сумму 140 миллионов рублей за прошлый год. Это предприятие работает не сосредоточено на определенных территориях и берется за заказы на Кавминводах, в тех же районах Новоалександровский и Изобильненский.

Темная лошадка

В десятку самых успешных не попала скандально известная фирма «Блеск», которая тоже получала контракты Миндора. В 2013 году она начинала ремонтировать дорогу на улице Космонавтов в Ставрополе, но не справилась. Против директора Масиса Давтяна возбуждали уголовные дела о хищении бюджетных денег, но за их пропажу никто не ответил.

После скандала в Ставрополе компания просто нашла себе других постоянных клиентов. В тяжелом 2014 году на госконтрактах «Блеск» заработал сравнительно немного — 24 миллиона рублей, но постепенно компания отвоевывает новые госзаказы. С ней ежегодно работает мэрия Михайловска, аэропорт Ставрополя, Автодор. Так уже в 2017 году, по данным СПАРК, выручка компании превысила 1 миллиард рублей.

Скандалы в министерстве

Почему никто не помешал фактическому захвату дорожной отрасли края, понять несложно, если вспомнить историю скандально известного министра Игоря Васильева. С июля прошлого года его держат под стражей в связи с делом о превышении должностных полномочий.

Васильева дважды назначали министром дорожного строительства Ставропольского края — в 2008 и 2015 году. До начала карьеры в министерстве он возглавлял ГУП «Дирекция строящихся автомобильных дорог», которое и по сей день успешно работает с госконтрактами муниципалитетов и зарабатывает не менее 50 миллионов рублей ежегодно.

Проблемы с законом начались у Васильева еще в первый его министерский срок. В 2010 году против него возбудили уголовное дело о растрате в ГУП «Дирекция строящихся автомобильных дорог». По версии следствия, Васильев во время командировки в Швейцарию потратил на личные нужды 400 тысяч рублей. Однако министр избежал наказания — суд решил, что дело было возбуждено незаконно. По сведениям местных СМИ, за Васильева тогда вступился губернатор Валерий Гаевский.

В кабинет министров Васильев вернулся в 2013 году вместе с командой нынешнего губернатора Владимира Владимирова. Новое уголовное дело против Васильева появилось только в июле 2017 года. Что именно совершил Васильев, доподлинно до сих пор не известно. По одной из версий, чиновник под предлогом фиктивного режима чрезвычайной ситуации в отдельных районах края проводил сделки по госзакупкам с аффилированными предприятиями.

Вскоре за арестом Васильева последовало уголовное дело против его заместителя Андрея Лазуткина. По информации следствия, замминистра в обход процедуры торгов заключил два контракта общей стоимостью 385 миллионов рублей.

Подпишитесь