Posted 27 июня 2020,, 12:35

Published 27 июня 2020,, 12:35

Modified 16 октября 2022,, 18:42

Updated 16 октября 2022,, 18:42

Кровавый спорт: почему в Ставрополе калечат велосипедистов

27 июня 2020, 12:35
Недавно в Ставрополе велосипедист перенес две операции на лице после конфликта с пешеходом. Почему такие конфликты происходят и как их минимизировать – разбирался NewsTracker.

Вечная проблема

Велосипед – стремительно набирающее популярность средство передвижения в Ставрополе. Среди причин увеличения числа катающихся на этом виде транспорта велолюбители называют, само собой, пользу от спорта, обилие лесов и красивых мест, где можно с удовольствием кататься, а также увеличивающееся с каждым годом количество пробок.

В связи с этим городские власти строят, где это возможно, велодорожки, параллельные пешеходным тротуарам и автодорогам. Однако с их появлением начались новые разногласия: то велосипедисты недовольны тем, где располагаются велодорожки, то возмущены тем, что пешеходы ходят по ним. Пешеходы, в свою очередь, особенно молодые мамы с колясками, заявляют, что могут ходить где угодно, ведь это не запрещено законодательством. Также им не нравятся гоняющие на большой скорости и сбивающие с ног людей велосипедисты. Своя позиция и у автомобилистов, которые недовольны велосипедистами, катающимися по проезжей части. Особенно они возмущаются действиями автолюбителей, не останавливающимися на пешеходных переходах, что особенно травмоопасно.

Все эти конфликты регулярно всплывают как в виде сообщений в социальных сетях, так и в хрониках ГИБДД, каждый раз набирая изрядное количество комментариев с противоположными взглядами.

Однако недавно очередной велоконфликт закончился весьма серьезными последствиями. В середине июня 2020 года в Ставрополе произошла очередная скандальная история с участием велосипедиста. Мужчина ехал возле Дома Торговли по тротуару, когда навстречу выскочил ребенок. Велосипедист успел затормозить, и с ребенком ничего не случилось. Однако мальчик сильно испугался и заплакал. Внезапно появившийся отец осыпал велосипедиста ругательствами и нанес удар по его лицу. Итогом стала сломанная в двух местах челюсть и две операции.

После получения медицинской помощи велосипедист записал видеообращение, в котором он рассказал о произошедшем и попросил возможных свидетелей оказать помощь в поиске агрессора.

В данный момент полиция начала проверку.

«В отдел полиции №3 поступило заявление от гражданина по факту причинения ему телесных повреждений. Полицейскими проводится проверка, по результатам которой будет принято соответствующее процессуальное решение. Также сотрудниками полиции проводится комплекс мероприятий, направленных на установление обстоятельств произошедшего и лиц, причастных к совершению противоправного деяния», – сообщили в пресс-службе городского отделения.

Непродуманность инфраструктуры

Ответственный за проведение марафонов клуба «Адреналин» Евгений Головащенко считает, что причиной конфликтов между участниками дорожного движения является непродуманность инфраструктуры.

«Дело не только в отсутствии велодорожки на той же улице Доваторцев: практика показывает, что даже там, где они есть, пешеходы упорно ходят по ним, а дети выскакивают. Иногда велодорожки расположены чрезвычайно странно: например, в парке Победы отделили полосу, а вдоль нее стоят киоски, аттракционы, лавочки, куда идут пешеходы, или на улице Космонавтов, где она постоянно прерывается. Такое впечатление, что сделано специально, чтобы столкнуть лбами пешеходов и велосипедистов, а в некоторых местах города и автомобилистов», – рассказал собеседник.

Другой вопрос – отсутствие в законодательстве четкого разграничения того, кто где должен ходить и ездить.

«Надо делать все продуманно и приучать людей к порядку, в том числе при помощи законодательства, штрафами, но кто сейчас за этим будет следить? А когда приучат – все будут ходить и ездить строго по отведенным им местам. А пока этого нет, будет война с мордобоем», – отметил Головащенко.

Он уверен, что в условиях отсутствия нормальных велодорожек и регулирования их использования, велосипедистам лучше ездить по проезжей части.

«На данном этапе я считаю, что совершеннолетним велосипедистам нужно ездить по дорогам, потому что дорожек не настроишься, а покрытие проезжей части в любом случае лучше. Опасность от автомобилистов, конечно, есть, но велосипедист на проезжей части становится более ответственным: и правила вспоминает, и оглядывается чаще. А когда он выезжает на велодорожку ставропольского образца, которая через 300 метров переходит в тротуар, он учится ездить по тротуарам, что ответственности не способствует. Для любителей ездить быстрее дорога тоже лучше, чем велодорожка, потому что на велодорожке есть ограничение по скорости», – напомнил эксперт.

При этом особого прогресса в достижении взаимопонимания и взаимоуважения организатор веломарафонов не наблюдает.

«Первоочередная задача властей – сделать так, чтобы инфраструктура как можно реже сталкивала автомобилистов, велосипедистов и пешеходов. Но этого, к сожалению, пока нет. Прогресса в отношениях между этими категориями граждан за последние годы я не наблюдаю», – рассказал собеседник.

Несмотря на существующие проблемы и разногласия, важно не допускать перерастания словесного конфликта в что-то более серьезное и всем его участникам держать себя в руках.

«Я всегда был уверен, что насилие – это не выход. Очень важно, чтобы при конфликте каждый его участник помнил, что зло и агрессия порождают зло и агрессию. После таких инцидентов некоторые велосипедисты начинают ездить с битой – и чем в итоге это закончится?», – задается вопросом Головащенко.

Чиновники смотрят на дороги из личных автомобилей

Лидер движения «Наша инициатива» Александр Куриленко рассказывает, что на сегодняшний день существует ряд важных вопросов, с которыми чиновникам следует разобраться и поставить на них жирную точку.

«Прежде всего – это полное отсутствие системного подхода к инфраструктуре, все делается ситуативно: у нас все построено не на здравом смысле, а на упрощении своей работы чиновниками. Почему у нас велодорожки строятся так странно – потому что так легче всего: «у нас есть два миллиона на велодорожки, положим их там, где проще класть: где и рельеф позволяет, и место есть», будет хорошим пиар-событием. Вообще, велодорожки – один из излюбленных способов для пиара власти», – рассказал общественник.

Еще одна проблема – связь властей с велосообществом.

«Они есть, но все они формальные и, если проанализировать хронологию, то власть начинает контактировать с велосообществом только тогда, когда поднимается какая-либо конфликтная ситуация. Так, например, было у нас с Тропой здоровья: то есть увидели напряженную ситуацию, градус накала которой превысил все возможные пределы, всех быстро созывают в администрацию, их там обрабатывают, увещевают – и все. У нас создан Совет по развитию велоинфраструктуры, где есть представители различных организаций, но он не функционирует потому, что администрация попросту его не собирает», – отметил Куриленко.

Велосипедисты рассказывают, что с ними вообще никто не контактирует уже длительное время.

«И даже когда был диалог – понимания не было, разговор шел на разных языках. Велосипедисты недоумевают: если власти хотят принимать решения, которые они считают нужными, то зачем тогда всех собирать для якобы обсуждения. Проще прямо сказать: “Нам ваше мнение неинтересно, мы будем делать так, как захотим”», – считает собеседник.

При этом общественники никак не могут достучаться до властей.

«Мы писали заявление, чтобы нас туда включили, нам говорили, что в первом квартале 2020 года этот вопрос будет рассмотрен, сейчас заканчивается уже второй квартал – и ничего не слышно. Можно, конечно, списать на коронавирус, но у них всегда есть на что списать. Меж тем наш коллектив направил в органы местного самоуправления огромное количество писем, обращений, предложений, рекомендаций чтобы городские чиновники наконец-таки обратили свое пристальное внимание на комплекс проблем участников дорожного движения, чтобы их сосуществование стало гармоничным», – указал лидер «Нашей инициативы».

Еще вопрос, который занимает общественников – почему велоинфраструктурой занимается Комитет спорта, то есть структура, которая к этому не имеет никакого отношения.

«Отсутствие заинтересованности муниципальных властей в развитии велоинфраструктуры – это вообще глобальная проблема. Дело в том, что они рассматривают велосипед как средство для досуга, спорта и так далее. Они не понимают, что велосипедисты – это равноправные участники дорожного движения, что благодаря им в городе возникает меньше пробок, что это здоровье. Но там понимание ситуации на уровне 1980-х годов», – сообщил Куриленко.

Также он подчеркивает, что город должен минимизировать конфликты, а сделать это можно при максимальном разделении потоков пешеходов, велосипедистов и автомобилистов.

«Раньше я думал, что велодорожки сведут на нет конфликты, но сейчас мое мнение изменилось, так как я увидел, что все не завершено, не закончено, все кусками. Если даже велодорожку где-то делают, то она неудобная, совместимая с линиями движения пешеходов, то есть все эти нюансы не учтены. Когда некоторые говорят, что в Ставрополе узенькие улицы и на них сложно что-то делать, то я их отсылаю в европейские города, где улочки еще уже, но почему-то у них таких проблем нет. Просто у нас есть стереотипные подходы, а у них нет. Да и чиновники привыкли смотреть на происходящее из окна личного автомобиля, а не с седла велосипеда или позиции пешехода», – отметил Куриленко.

"