Posted 25 ноября 2020,, 07:55

Published 25 ноября 2020,, 07:55

Modified 16 октября 2022,, 18:49

Updated 16 октября 2022,, 18:49

Пробелы в законах и беспомощность власти: как в Северной Осетии не получают соцжилье

Пробелы в законах и беспомощность власти: как в Северной Осетии не получают соцжилье

25 ноября 2020, 07:55
Фото: Медиахолдинг1Mi
Во Владикавказе почти четыре тысячи семей нуждаются в улучшении жилья и стоят в очереди. Корреспондент NewsTracker разбирался, как быстро выдают жилье «очередникам» и почему им отказывают в выдаче земель.

Что по закону

Согласно Жилищному кодексу РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляют людям, которых приняли на соответствующий учет. Чтобы встать на учет, нуждающийся человек должен написать заявление и подать еще ряд документов в орган местного самоуправления напрямую или через МФЦ.

Так, нуждающимися в жилье могут признать малоимущих людей и семьи, обеспеченные жилой площадью меньше нормы на одного человека. Социальный найм также предусмотрен, если в составе семьи есть больной, совместное проживание с которым в одной квартире невозможно.

Кроме этого, в категорию нуждающихся попадают люди, которые живут в помещениях, не соответствующих нормам. В частности, по нормам жилье должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещением, отоплением и так далее), защищено от дождевой, талой и грунтовой воды, соответствовать другим требованиям.

Какая очередь

«На первое сентября 2020 в администрации города Владикавказ на учете состоит 3950 семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Из них в списках граждан, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий, — 83 человека», — сообщили в пресс-службе правительства Республики Северная Осетия — Алания в ответ на запрос NewsTracker.

В документе указали, что за 2018–2020 годы было представлено 23 жилых помещения вторичного фонда семьям «внеочередников». «Из них: 2018 год — 16, 2019 год — четыре, 2020 год — три», — уточнили в организации. То есть, с каждым годом жилье получали все меньше семей.

По данным ответа, кроме этого, в бюджете Владикавказа были заложены деньги на социальную поддержку инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, вставших на учет после первого января 2005 года. «Это позволило выдать 19 свидетельств на приобретение жилья гражданам указанной категории», — сообщили в пресс-службе правительства.

По информации организации, строительство муниципального жилья не ведут из-за дефицита бюджета.

Нехватка денег и неясный алгоритм действий

По словам сопредседателя регионального штаба ОНФ в РСО-Алания Романа Кудренко, переселение из ветхого и аварийного жилья в республике работает. «У людей, которых переселили, нет недовольства, потому что они на самом деле жили в ужасных условиях. Но домов, которые нуждаются в переселении, довольно-таки много. Все упирается в финансирование вопроса», — пояснил он.

Эксперт отметил, что программа по переселению людей из ветхого жилья есть по нацпроекту. «Она действует исправно. Другое дело, что ее объемов не хватает, и люди по-любому недовольны. Они бились, чтобы жилье признали ветхим, вроде бы, добились, а их включили в программу через десять лет», — рассказал собеседник.

Кудренко также сообщил, что в администрации Владикавказа есть совет по делам инвалидов, в который он входит. «Там по мере возможностей вопросы жилья обсуждаем. Например, есть программа по переселению маломобильных граждан на первый этаж, если они получили травмы в процессе своей жизни. Чтобы помочь человеку продать квартиру и купить на первом этаже, не всегда нужны деньги, это часто на административном уровне решается», — сообщил он.

По словам специалиста, есть другие ситуации, когда на каждого члена семьи, в которой есть ребенок-инвалид, не хватает жилплощади.

«Люди часто жалуются, что написали в администрацию с просьбой предоставить жилье, а там не отреагировали и написали отписку. Начинаешь разбираться и выясняется, что человеку никто не объяснил, какой должен быть алгоритм действий. Вся система государственная заявительная: я должен прийти и доказать, что мне это жилье нужно», — пояснил собеседник.

По словам эксперта, даже сотрудники медико-социальной экспертизы заявляют, что не они дают заключение, нужно ли человеку улучшение жилья. Этим якобы занимается комиссия в администрации. «Когда мы детально начинаем разбирать эти вещи, то там оказывается много заковырок. Я нашел региональный документ по нашей республике, который прописывает алгоритм действий. Но он написан коряво», — сообщил Кудренко.

Он добавил, что вышел с инициативой в городской администрации навести порядок. «По крайней мере, чтобы люди понимали, что им положено и как это можно получить. Сейчас там каша в нормативке», — заключил собеседник.

Что с землями

Кудренко сообщил, что обеспечение жильем людей с инвалидностью регламентируется 181 законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

«Там есть такой нюанс. Если тебя признали нуждающимся, то ты имеешь право не только на квартиру. Тебе могут вместо нее предоставить земельный участок для индивидуального жилого строительства или ведения подсобного или дачного хозяйства», — сообщил собеседник. По его словам, не до конца понятно, кто должен признать право человека на землю. «Если я говорю о жилье как таковом, то это одна тема. А если я хочу посадить фруктовые деревья или поросят развести, чтобы у меня средства к существованию были?», — поинтересовался эксперт.

Он рассказал, что в республике работают инвалиды-колясочники, которые успешно занимаются перепелиными яйцами. «У одного из этих ребят есть право улучшить жилищные условия. И он говорит, что взял бы земельный участок, чтобы разводить перепелок. Ему даже не нужны особые коммуникации: только свет и вода. Глава республики вмешался и помог с вопросом. Но нормативно и законодательно эта тематика размыта. Кто это должен решать? Кто в итоге должен делать? И за какие деньги?», — рассказал Кудренко. Он добавил, что сейчас не прописано, федеральные или региональные средства на это должны быть выделены.

«Я в прокуратуру написал. Они ответили, что земли принадлежат или региону, или муниципалитету. У нас в республике очень мало земель федерального значения. Это, в основном, памятники архитектуры или что-то такое. Значит, регион или муниципалитет и должен обеспечивать жильем. А федеральные законы не определили, как регион должен вести себя со своими землями в том или ином случае. В кодексе земельных отношений эти нюансы не прописаны», — объяснил эксперт.

По словам Кудренко, в правительстве сообщили, что для этого в республике мало земель. «Тем не менее, федеральные нормы предписывают обеспечивать участки. Лет шесть назад на региональном уровне ставили вопрос о денежных компенсациях, но и денег тоже нет, у нас дотационный регион. С одной стороны, получается тупик. С другой стороны, мы должны обеспечивать граждан», — сообщил он.

И на третьего ребенка земель тоже нет

Кудренко отметил, что выдача земельных участков инвалидам пересекается с выдачей земли за третьего ребенка. «Мой пример. У меня ребенок с инвалидностью, многодетная и малоимущая семья. Я собрал весь пакет документов и говорю, что три раза льготник на участок. Мне отвечают, что земель нет», — поделился собеседник.

Он отметил, что поддерживает контакт на форумах и в чатах с семьями из других регионов. «Допустим, в Краснодаре, если в семье родился третий ребенок, то им из администрации звонят и говорят принести документы, чтобы выдали участок. Понимаю, что в Краснодарском крае земель, наверное, побольше, но они там гораздо ликвиднее — почва плодородная, пшеница растет. Не все так просто с землей», — считает специалист.

Кудренко рассказал, что семьи, которые живут в Витязево около Анапы, также получили участки. «Это побережье. Там с землей вообще проблемы: каждый клочок кто-нибудь купит да гостиницу построит. Но тем не менее, трое знакомых получили земельные участки в прибрежной зоне», — добавил он.

По словам эксперта, несмотря на то, что регион дотационный, можно найти решение проблем с жильем и участками.

«Вопрос в том, что с деньгами любой может, а вот без денег… Я думаю, что здесь всегда есть возможность решить вопрос. Например, если тем же застройщикам сделать послабления в плане налогов, упрощения в получении каких-то документов, то они будут какое-то социальное жилье делать. Коммерсантов всегда можно чем-то заинтересовать без денег. Мы время от времени выходим с такими предложениями, но нас не всегда слышат», — заключил Кудренко.

"