Posted 23 августа 2020,, 19:27

Published 23 августа 2020,, 19:27

Modified 16 октября 2022,, 18:41

Updated 16 октября 2022,, 18:41

Следы «мирного атома». Кризис на ставропольском ГМЗ угрожает экологии

23 августа 2020, 19:27
Предприятие с более чем полувековой историей больше 2 лет балансирует на грани банкротства. Долги завода, по некоторым оценкам, превысили 2 миллиарда рублей, а конкурсное управление только наращивает долги. В истинных целях нового инвестора предприятия разбирался NewsTracker.

Градообразующее предприятие в Лермонтове ОАО «Гидрометаллургический завод» имеет более чем полувековую историю. В СССР здесь производили оксид урана, используемый в ядерных реакторах. Теперь предприятие выпускает удобрения. Производство возобновилось после реорганизации в 2003 году.

Начало конца

Конкурсное управление ввели на предприятии c июня 2019 года в рамках судебного процесса по иску Сбербанка. Позже в очередь кредиторов встали около десятка партнеров «ГМЗ» — оптовые торговые компании, консалтинговые агентства.

В 2016 году «ГМЗ»получил несколько кредитов в Сбербанке. В начале 2018 года предприятие стало задерживать выплаты по кредитам. Когда завод просрочил выплату более чем в 1 миллиард рублей на 3 месяца, Сбербанк обратился в суд с требованием признать «ГМЗ»банкротом.

К иску Сбербанка позднее подключились партнеры «ГМЗ», которые заявили о новых долгах предприятия. Завод около 5 миллионов рублей ЧОПу, порядка 2 миллионов Водоканалу. Общая сумма задолженности перед партнерами составила порядка 190 миллионов рублей.

Сбербанк через полгода после начала процесса вышел из списка кредиторов, перепродав долг компании ООО«СБК Плюс», которая занимается распродажей имущества. Для предприятия это может означать, что кредиторы будут стремиться распродать производство.

Стратегия нынешнего руководства

Руководить процедурой банкротства в июне текущего года был приглашен конкурсный управляющий Трофим Кузнецов. Его назначили по решению арбитражного суда. Но со своей задачей, судя по всему он не справился.

Вместо расчетов с кредиторами Кузнецов сфокусировался на выплатах зарплат. С соответствующим ходатайством он обратился в арбитражный суд. Но побуждение оказалось только с виду благородным. Выплат ожидали 460 сотрудников, оставшихся на производстве.

Однако, помимо рабочих, свои должности сохранили почти все управленцы предприятия. Топ-менеджеры продолжали получать привычные зарплаты в сотни тысяч и миллионы рублей ежемесячно. Например, в июле 2019 года компания должна была выплатить советнику генерального директора по стратегии Сергею Чаку более 700 тысяч рублей. А в августе советник генерального директора по развитию производства Сергей Махов должен был получить почти 1,8 миллиона рублей. При этом «Гидрометаллургический завод» после банкротства фактически продолжал работать только на одного заказчика — компанию ООО «Кашемир Капитал», чье сырье он перерабатывал. То есть ни о стратегии, ни о развитии производства руководство компании заботиться не могло.

Неладное заподозрили предприятия из списка кредиторов, которые рассчитывали на выплату долга. К жалобе присоединилась и налоговая служба, которой предприятие задолжало более 576 миллионов рублей.

Сам Кузнецов признался, что не может заниматься порученной работой. В свое оправдание Кузнецов сообщил суду, что не может заниматься делами ГМЗ в полном объеме, поскольку он живет в Новосибирске и работает удаленно. Он также признался, что не может заниматься экономическими вопросами, поскольку имеет только образование преподавателя-психолога. В итоге суд постановил освободить конкурсного управляющего «ГМЗ» от обязанностей.

Чья рука помощи?

Последний основной партнер предприятия на сегодняшний день — компания ООО «Алмаз-Групп». Это химический холдинг, специализирующийся на производстве водорастворимых и гранулированных удобрений, кормовых добавок.

Другой партнер «Алмаз Групп» в Лермонтове — ЗАО «Южная энергетическая компания» (ЗАО «ЮЭК»). Это основной поставщик электроэнергии и единственный поставщик тепла для населения и предприятий города Лермонтов. «ЮЭК» также обеспечивает электричеством и теплоэнергией «Гидрометаллургический завод».

ООО «Кашемир Капитал» — эксклюзивный торговый дом Алмаз Групп. Более 80% готовой продукции поставляется на экспорт, география продаж — весь мир. Отгрузки производятся всеми видами транспорта (морским, автотранспортом и железнодорожным).

Все эти предприятия теперь связаны с именем миллиардера из списка Forbes Альберта Авдоляна. Он громко заявил о себе в момент скандала вокруг ЗАО «ЮЭК» в Лермонтове — из-за долгов теплоснабжающей компании город мог остаться без отопления в 2018 году. По сведениям источников, Авдолян согласился инвестировать в «ЮЭК» и уже через год стал единственным его владельцем.

Влияние Авдоляна также прослеживается в скандальном проекте нитроцеллюлозного завода, который безуспешно пытались построить в пригороде Лермонтова. Источники NewsTracker указывают на связь Авдоляна с компанией ООО «Химинвест», которая презентовала проект завода и вела переговоры с местным правительством. Учредитель этой компании прежде руководил одной из дочерних фирм, которой принадлежит бренд Yota. Авдолян — крупный акционер этого оператора связи.

Кто виноват?

Нынешний инвестор «Алмаз Групп» всю ответственность за нынешнее плачевное состояние завода возлагает на бывших собственников. Долги предприятия называют «грехами» Сергея Махова и Сергея Чака, которые на равных владели производством.

Скандал вокруг замерзающего Лермонтова осенью 2018 года новый инвестор связывает именно с работой предшественников. На них же пытаются повесить проблемы ЮЭК (в 2018 году предприятие задолжало газовикам около 318 миллионов рублей). Причиной долгов стала остановка ГМЗ — предприятие перестало платить за газ в прежнем объеме в связи с простоем.

Тогда Авдолян инвестировал в «ЮЭК» и стал негласным героем Кавминвод. Однако насчет реальных планов Авдоляна есть другая точка зрения.

«У Махова и Чака разошлись интересы, произошел какой-то раздрай. Ситуацией воспользовался внешний инвестор, который тоже зашел нечистоплотно — до сих пор длятся судебные тяжбы по этому поводу. Появление инвестора в 2018 году было обставлено красиво — с участием власти, торжественной закладкой камня, обещаниями о погашении долгов, выходе на новые мощности, модернизации ТЭЦ. Планы эти заявлялись тогда на ближайшие два года. Время вышло, а ситуация не изменилась», — рассказывает осведомленный источник NewsTracker.

Он указывает на проект нитроцеллюлозного завода, который появился вскоре после истории «спасения» Лермонтова. Заявленная сумма инвестиций в 6 миллиардов рублей — была истинной целью плана по «спасению» города, отметил собеседник.

Вред экологии

Экономические проблемы предприятия влекут за собой угрозу экологии, источникам минеральной воды в регионе КМВ, считают источники NewsTracker. Долгие годы «ГМЗ» оставался подрядчиком «Росатома» на хвостохранилище — месте захоронения радиоактивных отходов от прежнего производства по обработке оксида урана. Заводчане занимались рекультивацией места захоронения отходов с конца 1980-х.

Отходы действующего производства удобрений свозили на место захоронения по особой технологии, разработанной еще в СССР. Площадь захоронения около 1,5 тысячи квадратных метров.

Лицензия ГМЗ на правильную рекультивацию от «Росатома» истекла в 2018 году и до сих пор не продлена. Местные жители жаловались на то, что никакой информации о состоянии опасного хранилища предприятие не обнародует. Появилась информация о нарушении технологии рекультивации. На эти жалобы отреагировал Совет по правам человека при президенте. В июле члены совета посетили Кавминводы, выслушали жалобы и изучили ситуацию.

Выяснилось, что шахты хвостохранилища не закрыты для посторонних. Нет даже предупреждения о том, что здесь находится опасная радиоактивная зона. Более того, прекращены наблюдения за радиационным фоном. За вред экологии предприятию уже выписаны штрафы Росприроднадзора на сумму более 100 миллионов рублей.

По итогам проверки Совет подготовил рекомендации о проведении проверок на ГМЗ и местах захоронения радиоактивных отходов. Эти рекомендации были разосланы в адрес Генпрокуратуры России, Ростехнадзора и корпорации «Росатом». В конце недели, по данным источника NewsTracker, делегация «Росатома» прибыла в Лермонтовдля проверки.

Молчание правительства

Внешняя отстраненность местной власти от текущих проблем предприятия, по мнению экспертов, ошибочна. Чиновники имеют возможность повлиять на развитие событий. Тем более, что речь идет о предприятии, связанном с опасными отходами.

«Власть может лоббировать интересы предприятия в переговорах с госпредприятиями и корпорациями, чтобы помочь оздоровлению предприятия. Второе, это [выбор кандидата на должность] конкурсного управляющего. Третье, это переговоры с ресурсоснабжающими компаниями — они ведь тоже влияют на ускорение банкротства.Если сейчас они потребуют своевременного расчета, предприятия не останется», — отметил сопредседатель регионального отделения «Опоры России» Павле Мрвалевич.

По его мнению, правительство должно принять самое активное участие в спасении предприятий, подобных ГМЗ.

«Нельзя бросать такое предприятие, такое количество людей один на один с проблемой. На мой взгляд, нужно создавать комиссию по спасению таких предприятий в крае. Собирать кризисных менеджеров, специалистов, которые изучили бы вопросы по финансированию. У нас ведь есть комиссия по исполнению наказаний, по истребованию задолженности по зарплате. Таких комиссий полно. Для предприятий, которые оказались в тяжелой ситуации, тоже нужна такая комиссия, которая оказывала бы помощь», — отметил Мрвалевич.

"