Posted 21 августа 2019, 10:27
Published 21 августа 2019, 10:27
Modified 16 октября 2022, 18:25
Updated 16 октября 2022, 18:25
Мобильные телефоны в школах: за и против
Проблема использования либо неиспользования мобильных телефонов в школе вызывает горячие дискуссии не первый год. Противники использования устройств утверждают, что дети отвлекаются на уроках, используют их для травли соучеников, скачивают ответы на контрольных работах в Интернете. Другим аргументом является демонстрация имущественного неравенства, недопустимая в школе: раньше это было одной из причин введения школьной формы, но когда у одного ребенка мобильное устройство за 2 000 рублей, а у другого – за 25 000 рублей, форма перестает играть уравновешивающую роль. Многие родители и врачи указывают, что при постоянном использовании мобильных устройств у детей ухудшаются память, способность к концентрации, внимательность, что в условиях растущего организма и развивающегося мозга может привести к фатальным последствиям.
Сторонники использования мобильных телефонов в школе аргументируют свое мнение необходимостью быть на связи с ребенком, а также наличием в устройстве калькулятора, электронной линейки, словарей, учебников и других полезных приложений. Они уверены, что незачем нагружать детей огромными рюкзаками с книгами, которые могут поместиться в одном устройстве. Еще один их аргумент – дети должны иметь возможность снять и отправить в нужную инстанцию случаи некорректного поведения учителя с ними: случаи с унижениями и избиениями школьников учителями регулярно всплывают в Сети.
Год назад Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос, в ходе которого выяснилось, что 83% опрошенных уверены, что мобильные устройства мешают учиться школьникам, 73% высказались за запрет их в школе, а 69% поделились мнением, что результатом запрета станет повышение успеваемости. Другой же опрос, проводимый в Интернете, показал иные результаты: 43% высказались против запрета, 38% высказались за запрет смартфонов, но разрешение телефонов с кнопками.
Недавно свое мнение высказала глава Совета Федерации Валентина Матвиенко. С ее точки зрения мобильные телефоны должны быть запрещены в школах. Свое мнение она аргументировала тем, что директора школ не должны нести ответственность за пропажу дорогих телефонов у детей, а в школах условия хранения дорогих аппаратов отсутствуют.
Впоследствии глава Роспотребнадзора Анна Попова заявила, что ведомство изучит и даст ответ в течение месяца.
В июле зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов предложил создать специальный аппарат – «школофон», который не будет содержать развлекательного контента, но будет оснащен калькулятором, справочником, выходом во внутришкольный Интернет.
А совсем недавно рабочая группа из членов Рособрнадзора, Министерства просвещения и Роспотребнадзора рекомендовала субъектам РФ изучить вопрос об ограничении использования в школах мобильных телефонов.
«В представленном документе органам управления образованием субъектов… рекомендуется рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в образовательных организациях. В частности, рекомендуется предусмотреть целесообразность перевода устройств мобильной связи в режим «без звука» при входе в образовательную организацию, а также ограничить использование школьниками устройств мобильной связи во время учебного процесса, - указано в документе. Его авторы сообщили, что методические рекомендации будут направлены в регионы до начала нового учебного года.
Больное поколение хипстеров с гаджетами
Соучредитель «Родительского комитета Ставрополья» Александр Джамбатов выступает против мобильных устройств в школах.
«Удобство гаджетов - это условность: все «прибамбасы», которые есть в смартфонах, можно заменить совершенно спокойно канцелярскими принадлежностями. На первый взгляд гаджеты, по моему мнению, призваны облегчать жизнь школьников, но на самом деле способствуют утрате навыков пользоваться традиционными инструментами, снижают умственную и мыслительную деятельность подростков. ЕГЭ тоже вводили как образовательную новацию, но в итоге получили снижение интеллектуального и образовательного уровня учеников, что уже научно подтверждено», – сообщил собеседник.
Он отмечает негативное влияние мобильных телефонов на здоровье детей.
«Гаджеты только отвлекают от образовательного процесса и мешают концентрации внимания, смартфон, как и любой гаджет, ослабляет здоровье ученика, его зрение, иммунитет, нервную систему. Кстати, они все работают по системе связи Wi-Fi, а это излучение, и есть научно подтвержденные исследования о крайне негативном влиянии этого излучения на подрастающее поколение, так что надо еще и от Wi-Fi отказываться, пользоваться только кабельным Интернетом», – поделился мнением Джамбатов.
Общественник считает предыдущие поколения гораздо здоровее новых, «цифровых».
«Мы выросли с рюкзаками и портфелями за спиной и сумками через плечо. И наше поколение гораздо здоровее нынешних хипстеров, которых мамочки жалеют нагружать и вместо бумажного учебника хотят дать электронный! И еще про здоровье: живые книги гораздо более полезнее читать, чем электронные», – подчеркнул соучредитель Родительского комитета.
Аргумент о важности электронных устройств для контроля за учителями он также отвергает, как и необходимость детей быть все время на прямой связи с родителями.
«По поводу съемок «унижений» учеников учителями – это тоже бред: уже давно все школы оснащены видеонаблюдением. И эти случаи не имеют массового распространения, чтобы говорить о необходимости тотального фиксирования негативных проявлений в отношениях школьников. Уверен, что вполне возможно, при желании, организовать возможность коммуникации между учениками и их родителями: у классного руководителя же никто не отбирает телефоны, через него можно найти ребенка и связаться с ним», – указал Джамбатов.
Использование смартфонов меняет сознание детей
Директор школы №1 Ставрополя Ирина Шатская отмечает, что с практической точки зрения, ограничение пользования телефонами в школах целесообразно.
«Это отрицательно сказывается на качестве усвоения материала учащимися и на дисциплине. Успокою родителей: никто не собирается лишать детей телефонов и запрещать пользоваться ими на территории школы, но на время пользования должны быть наложены ограничения, например, перемены. Однако когда ребенок пользуется телефоном во время урока или пользуется им как шпаргалкой, то очевидно, что ничего положительного в этом нет», – уверена педагог.
Она не отрицает роль электронных средств в образовательном процессе и отмечает, что они должны применяться лишь по усмотрению педагога и также напоминает об опасности для зрения детей.
«Подчеркну: все зависит от предмета и педагога, учитель сам определяет методы обучения школьников и те средства, которыми при этом возможно пользоваться и решать, должен он. Что же касается электронных учебников, то одно дело - тяжесть портфеля с бумажными учебниками, а другое – непомерная нагрузка на зрение от телефона при том, что дети дома также не отходят от компьютеров и социальных сетей», – отметила Шатская.
При этом она напомнила об изменении сознания детей из-за активного использования мобильных телефонов. Педагог считает, что на сегодняшний день есть проблема несформированности определенных психических процессов у детей.
Использование телефонов для съемки происходящего на уроках директор считает незаконным и нарушающим права.
«Я не устанавливаю камеры с позиции недопустимости затрагивания прав других людей, а использование телефонов влечет за собой нарушение прав других людей, не только учителей, но и других детей, далеко не все родители согласны, чтобы их фиксировали на фото и видео. При желании можно поставить в классах камеры и записывать все, что происходит, если все родители, дети и учителя об этом попросят – то мы сделаем это. Есть законные методы борьбы за права детей, есть соответствующий закон, это и опрос свидетелей, и разбор ситуаций, чтобы восстановить реальную картину того, что произошло на уроке», – сообщила собеседник.