Posted 17 июня 2021, 07:21
Published 17 июня 2021, 07:21
Modified 16 октября 2022, 19:14
Updated 16 октября 2022, 19:14
Ситуация в восточных пределах Ставропольского края обострилась несколько лет назад, когда казачьим обществам вдруг начали отказывать в перезаключении договоров на земли сельхозназначения. Когда сроки договоров истекали, администрации районов под тем или иным предлогом передавали участки другим пользователям.
«Вот один из примеров. У казака закончился срок договора аренды. Выставили земельный участок на торги. На торгах загнули такие цены по арендной плате, что там, чтобы аренду заплатить, надо мак сеять или коноплю. Проходит время – человек не может платить аренду, на другой день землю отдают предпринимателю, а тот через месяца два переуступает землю тому, кто загнул эту цену», - рассказал атаман казачьего общества из Степновского района.
По словам казаков, зачастую новыми землепользователями становятся люди приезжие – из Дагестана, Чечни и других республик Северного Кавказа. Они, в свою очередь, либо переуступают участки третьим лицам, либо возделывают их ненадлежащим образом. А казачьи общества тем временем лишаются своей земли. Молодежь без работы и перспектив покидает родные земли, уезжает в Ставрополь или другие регионы, забывает корни, сетуют казаки.
«Земля из матушки-кормилицы превратилась в инструмент извлечения прибыли», - высказал общие опасения один из представителей казачьего сообщества на совещании в думе Ставропольского края.
На площадке регионального парламента 16 июня собрались депутаты, представители министерств, прокуратуры и казачества, чтобы обсудить давно наболевший земельный вопрос. Атаманы винили власть в непонимании и отсутствии поддержки. По закону, их общества имеют право на получение земельного участка в аренду без проведения торгов. Тогда почему администрации выставляют участки на аукцион и казакам приходиться бороться за право аренды наравне со всеми, недоумевают казаки.
Положения закона разъяснил министр имущественных отношений края Виталий Зритнев. По его словам, казачьи общества могут перезаключать договоры аренды земли, если их срок только подходит к концу. Но если они пропустили этот срок и договор уже истек, тогда придется подавать новое заявление на этот же участок. И тут казаки вполне могут столкнуться с другими претендентами на землю.
«Земля из матушки-кормилицы превратилась в инструмент извлечения прибыли»
«Если договор аренды закончился, а нового договора по тем или иным причинам нет, то казачье общество может заново подать заявку на этот же земельный участок и получить его без конкурса. Но в этом случае возникает риск подачи заявлений иными лицами, и у администрации не будет других вариантов, кроме как выставлять его на торги и публичной процедурой выбирать арендатора. И тогда мы получаем все те проблемы, о которых говорили казаки, – это манипуляции на торгах, завышение цены и так далее», - сказал Зритнев.
Конкуренция за землю в восточных районах Ставрополья приводит к росту напряженности, которая грозит вылиться в открытое противостояние между казаками и другими группами населения. Об этом на совещании в думе Ставрополья заявил представитель прокуратуры в региональном парламенте Юрий Глазков.
«Мы полезли в эту тему, только когда запахло жареным. Первые иски прокуратуры появились, когда начались конфликты в восточных районах. Когда в одном из районов края [власти] обратились к коренным, проживающим там чабанам, гражданам Российской Федерации, и сказали им: «Товарищи чабаны, выходите из тени, регистрируйте землю, платите налоги и занимайтесь хозяйством». Они пошли, заплатили свои деньги, зарегистрировали свои земли, и тут появляется казачье общество и говорит: «Нет, эта земля наша, отдайте ее нам». Запахло конфликтом между казаками и неказаками», - рассказал Глазков.
Представитель надзорного ведомства подчеркнул, что прокуратура не может принимать чью-либо сторону и тем более оказывать на кого-то давление, о чем говорят некоторые казаки. Вот почему прокуратура не вмешивается, когда договоры аренды заключаются строго в рамках закона с приезжими предпринимателями или местными жителями не из числа казаков.
«Товарищи чабаны, выходите из тени, регистрируйте землю, платите налоги и занимайтесь хозяйством»
«Понятное дело, что закон не универсален, несмотря на то, что он един. В разных субъектах правоприменительная практика, да, вызывает разные неудобства. Она не учитывает всех особенностей, которые существуют в РФ. Да, иногда кажется сомнительной справедливость принимаемых решений. Но это требование закона, который мы исполняем. И если в ответе прокурора края содержится информация, что нет нарушения закона, значит, его нет. Хочется – не хочется, нравится – не нравится, если есть нарушение закона – будет реакция, если нарушения нет – реакции не будет, не ждите», - сказал Глазков.
Казаки и сами виноваты в том, что муниципальные власти не всегда спешат реализовать их право на приоритетную аренду сельхозугодий, говорят участники совещания. Все дело в том, что казачьи общества далеко не всегда используют полученную землю эффективно и по назначению. Зачастую казачья земля переходит в субаренду, простаивает и зарастает травой или вовсе по преступным схемам меняет собственника. О том, что казаки не всегда выступают добросовестными землепользователями, говорят давно. В 2017 году эту проблему поднимали и сами атаманы, а позже, в 2018 году, вопрос обсуждался на уровне полпреда президента в СКФО.
«В Ставропольском крае казаки долгие годы получали поддержку, а полки магазинов не забиты казачьим брендом»
«Действительно, были такие моменты, когда некоторые лица – я не говорю общества – использовали это право (приоритетное право на получение земли казачьими обществами – прим. ред.) в своих интересах. В одном из районов в настоящее время почти 2 тысячи гектаров в субаренде находятся. Это земли, которые были предоставлены для того, чтобы сельхозпроизводство осуществлялось самим обществом. Но этим занимается кто угодно, только не казаки. Вот откуда взялись меры прокурорского реагирования. А не от того, чтобы вставлять палки в колеса, похоронить казачьи общества или – упаси боже – выселить коренное население за пределы Ставропольского края», - рассказал на совещании в думе Ставрополья представитель прокуратуры Юрий Глазков.
Об этом же говорит и депутат краевой думы Николай Новопашин. По его словам, идея развитого казачьего сектора сельскохозяйственного производства и переработки провалилась.
«В Ставропольском крае казаки долгие годы получали поддержку, им выделяли землю в надежде, что мы увидим качественную продукцию и эффективное использование ресурсов. Но увы, чаще земля уходит в субаренду, казачьих рынков так и не появилось, продукция не покорила сетевые гипермаркеты, а полки магазинов не забиты казачьим брендом», - констатирует депутат.
И вот, когда договоры аренды подходят к концу, муниципальные власти, естественно, не горят желанием продлевать их. Лучше передать наделы тем, кто действительно хочет и может распорядиться землей по-хозяйски.
«Земельный кодекс говорит, что в первую очередь земельные участки из земель сельхозназначения казачьим обществам даются для ведения сельскохозяйственного производства. И с нашей стороны нет никаких вопросов к тем обществам, которые даже сдают свою землю в субаренду, пусть и своим казакам. Это допустимо. Но если казачье общество выступает как ширма и не имеет к этой земле никакого отношения – у них нет техники, нет желания работать, а деньги идут мимо кассы – то с этими явлениями мы боремся совместно с прокуратурой», - сказал министр имущественных отношений края Виталий Зритнев.
Глава ведомства добавил, что есть примеры, когда договоры аренды с такими казачьими обществами расторгались досрочно.
По мнению Николая Новопашина, выходом из ситуации может стать своего рода инвентаризация земель, переданных в пользование казачьим обществам, с выявлением наделов, которые используются неэффективно или находятся в руках посторонних. По данным на 2018 год в пользовании у казаков на Ставрополье было 73 тысячи гектаров земли. И если выяснить, какие участки выведены из оборота, это сразу переведет споры о земле из эмоциональной плоскости в экономическую, считает депутат.
«Не нужно делать акцент на национальности, этнических группах, религиозной принадлежности или театральности костюмов. Простой крестьянин хочет работать на земле, выращивать и продавать. Вот кому нужна помощь и поддержка. Но и казаков обижать не хочется. Предлагаю ставропольскому окружному атаману пригласить депутатский корпус и показать, как устроены казачьи хозяйства, куда отправляется продукция и какая социальная нагрузка решается на местах казаками», - подытожил Новопашин.
Таким образом, истинным корнем проблемы являются не межэтнические отношения и уж тем более не желание кого-то притеснить, а простая некомпетентность отдельных землепользователей.